Насколько объективны международные рейтинги вузов?
Айгерим Ибраева рассказала о разнице между традиционным и онлайн-образованиемРепутация для университета — основной показатель, который нарабатывается годами, а то и десятилетиями. Последние годы большое значение придается международным рейтингам, и все чаще возникает вопрос, насколько рейтинг объективен. Казахстанские вузы, как правило, в крупных международных рейтингах не участвуют или занимают одно из последних мест. Вследствие этого создается впечатление, что местные вузы отстают от международных. О том, насколько объективны международные рейтинги и аккредитации, а также есть ли разница между традиционной системой образования и онлайн-образованием, корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с Айгерим Ибраевой, исполнительным директором отдела по студенческим вопросам университета КИМЭП.
Традиции в системе образования
Традиционная система образования, предусматривающая персонализированный подход, постепенно меняется под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Изменения, как правило, неизбежны, но, так как образование является крайне консервативным социальным институтом, изменения происходят постепенно. Традиционный подход к образованию имеет свои преимущества, но он требует большое количество хорошо подготовленных и соответственно оплачиваемых человеческих ресурсов. Если за пример взять медицинский институт, то в советское время лекции обычно вел заведующий кафедрой, семинарские занятия проводили доценты, а коллоквиумы уже вели лаборанты. В этом случае процесс образования был достаточно персонализирован. Если преподаватель мог читать лекции для 300 студентов, то семинары проводились для 11−12 человек, а так как они велись еженедельно, то преподаватель проводил опрос каждого студента на регулярной основе.
Необходимо понимать, что для сохранения традиционного подхода в первую очередь необходимо финансирование, которого, как правило, недостаточно, и в результате вузы выбирают экономически рациональный подход, при котором преподаватель читает лекции для большой аудитории без проведения дополнительных семинаров и коллоквиумов.
Академическая свобода
КИМЭП изначально выбрал для себя кредитную систему обучения, характерную для Северной Америки, основным базовым принципом которой является академическая свобода участников образовательного процесса. При этой системе студенту дается возможность составления удобного расписания, выбора предметов и преподавателей. Одно из преимуществ модели дает возможность гибкой оплаты, так как цена зависит от количества предметов в семестр. В этом случае студент решает, сколько предметов он сможет оплатить без ущерба для семейного бюджета. Более того, оплата производится в три приема, что существенно снижает финансовую нагрузку.
Основным отличием от традиционной системы является отсутствие постоянных групп. При свободной системе выбора студент каждый семестр может оказаться в одной группе с новыми людьми. Для вновь поступивших студентов это непривычно, так как обычно группа предполагает друзей, с которыми ты учишься все годы. Чем старше студенты, тем больше преимуществ модели они видят и понимают важность академической свободы. Возможность и необходимость делать выбор на постоянной основе развивает в студентах способность к самодисциплине, самостоятельности и высокий уровень ответственности. С самого первого дня студенты учатся полагаться на себя и отвечать за последствия своего выбора.
В Казахстане основы кредитной технологии внедрены в большинстве вузов, тем не менее обеспечение основного принципа, связанного с академической свободой, пока находится в начальной стадии. Причина «пробуксовки» заложена в рисках, связанных с необходимостью менять расписание, нагрузку преподавателей в начале каждого семестра, недобор в группы по неинтересным предметам и к непопулярным преподавателям, как результат, снижение нагрузки преподавателей. Из-за этого многие вузы предпочитают иметь фиксированное расписание, а студенты не имеют свободы выбора.
Мы в свою очередь даем большую степень академической свободы. Так, например, онлайн-регистрация на следующий семестр начнется в декабре, когда каждый студент самостоятельно сможет выбрать предметы и составить удобное расписание. В течение первой недели каждого семестра, который называется add/drop, студенты решают, остаться ли на предмете или перейти на другой. В период add/drop закрываются курсы (предметы или группы), на которые не набралось достаточного количества студентов. Если в листе ожидания на предмет зарегистрировалось много студентов, то открывается дополнительная группа. И хотя, основываясь на многолетнем опыте, можно предсказать, какой курс будет популярен, а какой нет, пора регистрации и первая неделя семестра требуют согласованной, командной работы всего университета.
Пройти аккредитацию
Наличие аккредитации от известного международного или национального агентства в первую очередь говорит о качестве образовательных услуг, предоставляемых вузом. При этом важно помнить, что аккредитация институциональная (всего вуза) котируется ниже, нежели аккредитация каждой отдельной специальности, так как в первом случае оценка проходит в количественной плоскости, то есть библиотечные ресурсы, процент соотношения преподавателей и студентов, а также с фокусом на конкретную специальность.
Процесс аккредитации начинается с выбора агентства, анализа критериев качества, утвержденных этим агентством, и последующей самооценки специализации или вуза. При проведении самооценки анализируется качество и количество студентов, профессорско-преподавательский состав, материально-техническая база, удовлетворенность студентов, выпускников, работодателей. Этот этап занимает около года и заканчивается подачей документов с просьбой об аккредитации. Агентство рассматривает заявку и может присвоить вузу статус «кандидата» или отказать в нем. В случае получения статуса агентство начинает работу по оценке и почти всегда рекомендует начать изменения для улучшения качества. Когда данный этап пройден, агентство присылает международных экспертов для заключительного анализа. Как правило, процесс аккредитации занимает от трех до пяти лет, с последующей оценкой через 5 лет.
Многие вузы предпочитают получить институциональную аккредитацию, так как это проще и дешевле. Часто аккредитацию проводят малоизвестные агентства, и наличие подобной аккредитации вряд ли может повлиять на международный рейтинг. Университет КИМЭП аккредитован как национальным, так и международными агентствами. При этом все специализации аккредитованы отдельно, и многие имеют больше одной аккредитации.
Спрос на инновации
Есть несколько университетов в США и Европе, в которых можно получить образование онлайн. Первый из них был создан для людей с ограниченными возможностями. Обучение онлайн — это не просто курс видеолекций. Должна быть платформа, которая предусматривает возможность проведения групповых дискуссий, индивидуального общения с преподавателями, сдачу домашних заданий, курсовых работ, экзаменов.
Применение онлайн-технологий в образовании является естественным процессом. Многие известные университеты выкладывают свои лекции в общий доступ, используя их для привлечения новых студентов. У КИМЭП есть несколько курсов, которые целиком записаны и выложены в сеть для студентов. Это помогает студентам, которые начинают работать на старших курсах и не могут посещать все необходимые занятия.
Тем не менее онлайн-образование не сможет полностью заместить традиционную модель, так как в этом случае пострадает качество обучения, и основной проблемой может стать система контроля полученных знаний, как-то сдача экзаменов, написание контрольных работ. В будущем, возможно, появится некая смешанная форма обучения, но традиционные университеты, к которым мы все привыкли, никуда не денутся.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.