Как в Казахстане строятся дороги
Цементное покрытие автодорог – замена асфальту?Развитие логистической сети и повышение транспортно-пропускной способности казахстанских автодорог положительно сказывается на увеличении инвестиций, создании дополнительных рабочих мест, а также на привлекательности страны на мировом рынке в целом. Государство со своей стороны всячески способствует улучшению качества транспортной сети, уделяя этому сектору особое внимание, так как именно транспортная система призвана стать одной из нескольких точек роста в условиях новой экономической реальности страны.
Государственная программа инфраструктурного развития «Нурлы жол — путь в будущее» одной из своих первостепенных задач как раз ставит развитие и формирование разветвленной транспортной системы внутри страны, в частности автодорог, которые бы связывали столицу Казахстана с регионами. В целом, по итогам государственной программы, в стране будет отремонтировано более 7 тыс. км автодорог, на это уже было выделено 2,4 трлн тенге.
«В настоящее время министерством по инвестициям и развитию ведется реализация автодорожных проектов Западная Европа — Западный Китай, Астана — Алматы, Астана — Усть-Каменогорск, Астана — Актобе — Атырау — Актау, Алматы — Усть-Каменогорск, Астана — Петропавловск — гр. РФ и Уральск-Каменка», — сообщает Министерство по инвестициям и развитию РК.
«Капитал.kz» разбирался, чем примечательна программа «Нурлы жол» для транспортной сети, а также для чего в стране будут прокладывать автодороги с цементным покрытием.
Новая «одежда» дорог
За последние несколько лет состав и интенсивность движения на дорогах Казахстана существенно возросли. Вместе с этим увеличились количество автомобилей и транспортная нагрузка на дорожное полотно, однако при такой загрузке сама дорожная сеть растет гораздо более медленно, чем это необходимо. Чтобы решить эту проблему, государство решило ввести в эксплуатацию новые автодороги (и отремонтировать старые), отличительной чертой которых станет их цементобетонное покрытие. Согласно реализуемым автодорожным проектам по государственной программе «Нурлы жол», практически все построенные дороги будут обеспечены как асфальтовым, так и цементным покрытием, а именно такие: проект Астана — Петропавловск, проект Астана — Актобе — Атырау — Актау, проект Астана — Усть-Каменогорск и проект Астана — Алматы. Между тем автокоридоры Уральск — Каменка и Алматы — Усть-Каменогорск будут иметь только асфальтовое покрытие. Стоит отметить, что Казахстан еще в 2007 году начал использовать цементобетон в качестве покрытия на автомобильной дороге между Астаной и Щучинском, что сделало нашу страну первой на постсоветском пространстве, использовавшей такое покрытие. Цементное покрытие автодорог уже не раз доказывало свою эффективность. Дело в том, что из-за больших нагрузок на дорожное полотно, асфальтобетонные покрытия деформируются, в то время как у цемента практически отсутствуют какие-либо деформации. Он не меняет своего первоначального уровня прочности даже в летнее время года.
Инфографика: Вячеслав Батурин
Согласно отчету Министерства энергетики Республики Казахстан, для реализации автодорожных проектов по государственной программе «Нурлы жол» до 2019 года необходимо около 2 млн тонн дорожного битума, который как раз пойдет на покрытие строящихся дорог. Благодаря действующим мощностям отечественных заводов-производителей максимальное суммарное производство битума может достигать 1 млн тонн в год.
По данным Минэнерго, в Казахстане на сегодняшний день действуют четыре завода по производству битума — Павлодарский нефтехимический завод, CaspiBitum, «Газпромнефть-Битум Казахстан» и «Асфальтобетонный завод», за прошлый год они произвели 453 тыс. тонн дорожного битума, что в совокупности составляет 105,5% от необходимой потребности за указанный период, а именно 429 тыс. тонн.
«Действующие мощности позволяют в полном объеме обеспечить дорожно-строительные предприятия республики отечественным битумом, ежегодная потребность в котором составляет от 400 тыс. до 500 тыс. тонн. Таким образом, полностью обеспечена потребность внутреннего рынка дорожным битумом отечественного производства», — сообщается в отчете министерства.
Одними из первых, кто стал активно использовать цементное дорожное покрытие, были США с их развитой сетью автомагистралей с севера на юг и с запада на восток. Ровные и гладкие, они словно идеально сидящие пояса, делают поездку удобной, а вождение — более безопасным. По некоторым данным, почти 60% дорог в США бетонные. Причиной тому служит то, что цементобетонное покрытие выдерживает куда более тяжелые нагрузки и перепады температуры. Например, в случае повышения температуры асфальтобетон, к которому мы все привыкли, постепенно теряет свою прочность и на нем появляются трещины. Отсюда дополнительные траты на будущий ремонт и восстановление дороги. Цементобетон, наоборот, со временем только прочнеет в процессе гидратации. Эффективность цементобетонного покрытия очень высока, так как именно такая «одежда» для дороги обеспечивает длительный срок службы.
Финансовые показатели
За прошлый год по госпрограмме уже было освоено 292 млрд тенге, из которых 178 млрд тенге были выделены из Национального фонда, 26 млрд тенге принадлежат республиканскому бюджету и оставшиеся 88 млрд тенге — это заемные средства. Объем финансирования на текущий год составил еще больше, а именно 329,8 млрд тенге. Средства были также получены из Национального фонда, республиканского бюджета и часть из них получены путем займа — 151,3 млрд тенге, 8,2 млрд тенге и 170,3 млрд тенге соответственно. По итогам 2016 года планируется завершить строительство свыше 900 км автодорог.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.