Куандык Бишимбаев предложил пересмотреть законы по развитию конкуренции
По мнению министра, в стране сложилась олигопольная структура рынкаВ Казахстане назрела необходимость проведения ревизии отраслевых законов, направленных на развитие конкуренции. Об этом в ходе заседания правительства сообщил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По мнению главы ведомства, примеров, которые ограничивают конкуренцию в казахстанском законодательстве, очень много. В частности, закон о газе и газоснабжении закрепляет монополию на покупку газа, в законе «О железнодорожном транспорте» предусмотрен единый национальный перевозчик, в законе «О рынке ценных бумаг» — единый регистратор ценных бумаг, закон «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» предполагает деятельность единственной спецорганизации по формированию кредитных историй и предоставления кредитных отчетов, в законе «Об электроэнергетике» есть отсутствие запретов на вертикально интегрированные структуры.
«В этой связи считаем, что необходима ревизия отраслевых законов, направленная на изменение структуры отраслей и развития конкуренции. Безусловно, эту работу надо проводить постепенно, поскольку потребуется глубокое реформирование самих базовых отраслей. Сегодня мы во многих секторах идем на либерализацию ценообразования. Есть хороший пример, которым является отмена «мобильного рабства», когда мы вносили изменения в закон «О связи», — пояснил министр.
При этом Куандык Бишимбаев привел в пример рынок электроэнергетики. «Ранее с целью развития конкуренции законом „Об электроэнергетике“ на данном рынке было принято решение разделить РЭК (региональные электросетевые организации) и ЭСО (энергоснабжающие организации). В Европе конкуренция между ЭСО получилась, каждый потребитель может свободно выбирать любое ЭСО, ориентируясь на цены. У нас этого не произошло. Наш базовый закон допускает вертикально интегрированную структуру рынка электроэнергии. Когда производство электроэнергии, ее передача и снабжение находятся в одной компании. Тогда как во многих странах мира эти структуры заставляют разделяться. Они функционируют как не зависящие друг от друга юридические лица», — уточнил министр.
В итоге, по словам главы ведомства, такая структура создает барьеры для выхода новой электроснабжающей организации на рынок. «Если эта ниша занята вертикально интегрированной компанией, то независимые ЭСО, безусловно, изначально поставлены в неравное положение», — считает Куандык Бишимбаев.
Между тем, по мнению министра, в Казахстане на таких базовых рынках, как грузовые и пассажирские перевозки, авиаперевозки, электроэнергетика, угольная промышленность, переработка и снабжение нефтепродуктами, производство сахара, действуют 3−4 крупных доминирующих структуры.
«В целом текущую ситуацию в конкурентной среде можно охарактеризовать как олигопольная структура рынков. Следует отметить, что концентрированные рынки не дают развиваться МСБ, потому что фактически к ним нет доступа. Не работают инструменты аутсорсинга, развития вспомогательных производств и сферы услуг. Здесь наша основная задача — способствовать расконцентрации этих рынков, опять таки через постепенное изменение структуры отрасли и отраслевого законодательства», — заключил Куандык Бишимбаев.