Судьбу трамвайного депо решат на Общественном совете
Объявленные итоги голосования экспертов – не окончательныеИтоги голосования экспертов по новому проекту на месте трамвайного депо в Алматы, как оказалось, не окончательные. Пять отобранных жюри проектов в ближайший месяц ждет «живая» презентация на Градсовете, а также на Общественном совете. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказала шеф-директор Центра урбанистики АО «Центр развития Алматы» Наталья Ливинская.
«Пока у нас нет определенного исполнителя. С авторами сейчас мы будем прорабатывать вопросы по цене и расчетам, которые они делали. Привлечем экономистов, строителей, технологов, которые нам смогут более детально просчитать стоимость проектов. После этого мы выносим их на согласование Градостроительного и Общественного советов. Дальше выигравший проект будет дорабатываться — предстоит разработка ТЭО и ПСД, плюс — могут быть переделаны расчеты. А уже в последующем мы проведем тендер на реконструкцию и строительство», — рассказала руководитель Центра урбанистики.
23 проекта по созданию общественного пространства на территории трамвайного депо уже прошли две стадии отбора. По результатам онлайн-голосования, в котором приняли участие около 13 тысяч горожан, лучшим признан Парк развития и отдыха «дЭпо». Мнение алматинцев разделили и эксперты, отдавшие этой концепции самый высокий балл. На второй и третьей позиции итогового рейтинга — Музей общественного транспорта и Политехнический музей. Четвертое и пятое место в списке — у «Детской страны «Кидзания» и «Креативного кластера «ArtDepot».
Самый дорогой из пяти отобранных проектов — Музей транспорта, аналогичный санкт-петербургскому. Он предварительно потребует инвестиций в размере 5,1 млрд тенге. Тем временем победителю двух голосований — «дЭпо» — нужны 3,5 млрд тенге. Дешевле всего обойдется креативный кластер Art Depot — около 1,9 млрд, однако очевидно, что данный проект будет в разы дороже, так как на днях, напомним, он объединился с концепцией Политехмузея. Стоимость последнего оценивается в 4,08 млрд тенге.
Что касается «дЭпо», то за этой идеей стоит группа активистов, известных горожанам по ежегодному экофестивалю FourЭ, ее возглавляет Дмитрий Канаев.
Творческий коллектив готов создать на месте депо «самую большую развивающую социально-культурную площадку для жителей и гостей Алматы». На территории, по задумке авторов, будет мини-ферма, площадки для творчества и семейного отдыха, спортивные зоны, коворкинг-пространства, лектории, кафе здоровой еды и экохостел. Организаторы обещают развивать зеленые технологии и внедрить раздельный сбор мусора.
Отметим, что итоги экспертного голосования были подведены Центром урбанистики накануне, 24 октября. Свои баллы концепциям выставили 12 экспертов, в том числе и международных. О судьбе трамвайного депо в южной столице Казахстана думали, например, профессор Дельфийского технического университета Хьюго Примус, ведущий архитектор-урбанист Fundacion Metropoli Катталин Ортенетксе, профессор кафедры архитектуры и урбанизма Чешского Технического университета Владимир Ситта, глава коммерческого представительства телеканала ВВСWorldNews Сергей Становкин и др.
«Международные эксперты оценивали проработку с точки зрения архитектуры и урбанистики, именно работа с территорией, со зданиями. Для местных специалистов была дополнительная нагрузка, потому что они еще рассматривали проекты с точки зрения адаптации их на местности. Большим недостатком комиссия посчитала высокую стоимость инженерных решений и недостаточную проработку экономических моделей, что существенно влияет на реализацию проектов за счет местного бюджета», — отметила Наталья Ливинская.
Также членами комиссии были даны рекомендации организаторам конкурса — создать пул лучших проектов для реализации в Алматы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.