Госсектор только учится реагировать на кризисные ситуации

Частные компании более оперативно решают возникающие проблемы

Корпоративный сектор более оперативно и гибко реагирует на кризисные ситуации. Государственные же структуры пока только учатся этому, стараются защищать свою репутацию, оперативно и успешно реагировать на кризисные ситуации. Таковы итоги исследования, проведенного компанией Action Global Communications Kazakhstan. Исследование было проведено при поддержке Национальной ассоциации по связям с общественностью, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Для анализа были взяты громкие события, произошедшие в Казахстане за девять месяцев текущего года. Некоторые криминальные истории, такие как убийство Ерасыла Аубакирова, задержание Тохтара Тулешова, Лилии Рах, изнасилование в Есике не стали предметом этого анализа.

Анализ был проведен для получения ответов на следующие вопросы:

1. В каком секторе больше всего возникали кризисные ситуации за девять месяцев 2016 года?

2. Насколько эффективной были коммуникации во время кризисных ситуаций?

3. Какую роль сыграли социальные сети в развитии кризисных ситуаций?

Для ответов на поставленные вопросы были проанализированы следующие истории:

1. Аварийная посадка самолета авиакомпании Bek Air, март 2016.

2. Спорная ситуация между авиакомпанией Bek Air и Комитетом гражданской авиации, январь 2016.

3. Теракт в Актобе, июнь 2016.

4. Допинг скандал в сборной Казахстана, июнь 2016.

5. Ситуация с сибирской язвой, июнь 2016.

6. Высказывания депутата Карагусовой, апрель 2016.

7. Изменения в Земельный кодекс, май 2016.

8. Обильные дожди и наводнение в Алматы, апрель-май, 2016.

9. Гибель животных в Алма-Атинском зоопарке, март-май, 2016.

10. Высказывания депутата Владимира Божко про украинского политика Ирину Фарион, июнь 2016.

11. Сюжет первого канала Евразия про проплаченность митингов, май, 2016.

12. Заявление министра культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, май 2016.

13. Атака на РУВД в Алматы, июль 2016.

14. Суд над Матаевым, август-сентябрь, 2016.

15. Коррупционный скандал в Министерстве обороны РК, август, 2016.

16. Министерство образования РК, скандал с анкетами детей-сирот, июль 2016.

17. Скандал вокруг автобана Астана - Павлодар, июль 2016.

18. Скандал с акимом Капшагая, август-сентябрь 2016.

19. Кейс Натальи Слекишиной, июнь-сентябрь 2016.

20. Накренившиеся дома в мкр-не Алгабас, июнь-сентябрь 2016.

Среди перечисленных кейсов три случая были связаны с компаниями. Из оставшихся 17 кейсов 1 был связан со СМИ, а 16 – с государственными структурами, либо со структурами, имеющими аффилированность с какой-либо государственной организацией или чиновниками/депутатами.

Только в трех случаях из 20 организаций смогли полностью и успешно коммуницировать во время и после кризиса. Два случая были связаны с авиакомпанией Bek Air, которая сначала смогла отстоять свою позицию по поводу проведения аудита, а потом благодаря пилотам вышла «сухой из воды».

Третий кейс – это оперативная реакция министерства образования и науки во время кризисной ситуации, возникшей в связи с базой детей-сирот. В одном случае организации (КНБ и МВД) сумели успешно коммуницировать во время кризиса, но допустили ошибки после кризиса (теракт в Актобе). Во время атаки на РУВД в Алматы правоохранительные органы коммуницировали, но СМИ были недовольны оперативностью предоставляемой правоохранительными органами.

Во время остальных кризисных ситуаций организации/лица не смогли защитить свою репутацию. В случае с накренившимся домом в Алматы представители компании-застройщика вообще не коммуницировали, вместо них выступали государственные структуры.

В результате получается следующее: 5 случаев успешной коммуникации во время кризиса (несмотря на все недочеты), 2 случая отсутствия коммуникации,13 случаев, когда коммуникация происходила, но репутацию защитить не удалось.

Во время кризисных ситуаций, имевших место в первые девять месяцев 2016 года, в некоторых случаях организации, коммуницируя с общественностью, пытались не решить кризис, а лишь погасить информационную волну и перевести ситуацию из стадии кризиса в стадию «сложная проблема» (issue). То есть, надеясь на то, что когда страсти постепенно утихнут, кризис трансформируется в сложную проблему, общественность привыкнет к ее существованию и со временем забудет о ней, до следующей «горячей» фазы.

Анализ результатов показывает, что абсолютное большинство кризисных ситуаций возникло в государственном секторе. Если корпоративный сектор по сравнению с 2013-2015 годами стал допускать значительно меньше ошибок, то государственный сектор все еще не слишком умело коммуницирует во время кризиса. Однако авторы исследования отмечают, что в последнее время госструктуры пытаются активнее работать с общественным мнением, признавая его значимую роль.

Среди проанализированных кризисных ситуаций в 17 случаях социальные сети сыграли большую роль в формировании общественного мнения и увеличении информированности об инцидентах. В трех случаях кризис распространялся через традиционные каналы коммуникации и лишь потом попадал в социальные сети. Очевидно, что государственные структуры умеют эффективно работать со СМИ, но с социальными сетями пока это не удается.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤