Акан Сатаев: Мы понимали, что «Дорога к матери» требует затрат
Режиссер рассказал о бюджете фильма, героях, патриотизме и низкобюджетном киноВ казахстанский прокат вышла самая ожидаемая отечественная картина «Дорога к матери». Режиссером выступил Акан Сатаев, который рассказал корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz о том, насколько уместна государственная идеология в исторических фильмах, когда на кино в Казахстане можно будет заработать и есть ли среди наших современников настоящие герои.
– Каков бюджет фильма «Дорога к матери»?
– Финансами занимаются продюсеры, я режиссер, моя компания была в субподряде. К сожалению, о бюджете не могу говорить, не знаю точные цифры. Изначально, когда проект только начинался, мы предполагали, что сумма будет немаленькая. Отдавали себе отчет в том, что вернуть ее в Казахстане, к сожалению, будет крайне тяжело, даже невозможно – наш объем рынка не позволяет возвращать большие вложения, я говорю о бюджете свыше одного миллиона долларов. Мы понимали, что этот проект требует весомых затрат, и продюсеры надеются их окупить за счет расширения географии проката на Россию и СНГ, так как сюжет фильма близок для жителей всех стран бывшего СССР.
– Те, кто посмотрел фильм «Дорога к матери», заметили сходство некоторых сцен с эпизодами из классики…
– Мне приятно, когда люди проводят параллели с классикой, такой как «Летят журавли» в моменте встречи Умит и Ильяса на вокзале, или «Спасение рядового Райана» относительно военной сцены. Для меня это комплимент. Цель была одна - сделать очень хорошее кино.
– Известно, что в создании фильма большую роль оказало государство. Не было ли из-за этого на вас какого-то давления в плане того, как нужно показать то или иное историческое событие, что-то сказать «вот так, а не иначе»?
– Подчеркну особую роль государства, без него бы мы не справились. Привлечь частные инвестиции, как в коммерческий проект, для «Дороги к матери» было сложно, потому что бизнесмен понимает, что вернуть вложения и получить прибыль со столь дорогого фильма, будет крайне тяжело. Давления том в плане, как надо сказать, что показать, не было. Вообще не было никакого давления! У нас была хорошая история и прекрасный сценарий. Все участники проекта это видели и понимали, что у нас благие намерения. Мы хотели сделать очень полезное для общества, для нашей страны кино. Любое художественное произведение должно иметь такую позицию, созидать и улучшать общество, приносить пользу поднимая проблему, мы говорим о пути ее решения.
– Нужен ли нам в кризис такой размах?
– Мы часто произносим слово «кризис», но, взглянув на полвека назад, где нечего было есть, люди умирали от голода, наши нынешние проблемы превращаются в пыль. Мы не должны это забывать. Поэтому я благодарен государству за вклад денег в такие бесценные истории, как «Жаужурек мын бала», «Дорога к матери». Сегодня мы часто в погоне за материальными благами забываем о бесценных качествах – отношении к Родине, родным, близким, матери. Есть ценности, которые нельзя купить или продать.
Да, надо двигаться вперед, но мы не должны при этом забывать прошлое, то, какой ценой нам дан сегодняшний день. Иначе можно в такой тупик попасть, что потом будет сложно из него выбраться. И через кинематограф, мы можем говорить об этих вещах.
– И все-таки вас называют самым коммерчески успешным режиссером. Планируете продолжать в этом направлении?
– Сейчас моя компания Sataifilm совместно с Олжасом Тохтаровым и Ернаром Курмашевым учредила фонд Astana Film Found, в его рамках запускаем коммерческие проекты, хотим поставить кинопроизводство на бизнес-рельсы. Фильмов будет много и с небольшим бюджетом, за счет количества и качества они, надеюсь, будут окупаться, сверхзадача – зарабатывать на них. Потолок бюджета – 350 000 долларов. Первой ласточкой нового фонда стал наш фильм «Районы», который скоро выходит в прокат. И еще одна немаловажная миссия фонда – социальная сторона, открывать новые лица, новых актеров, режиссеров, операторов, амбиции здоровые, влиять на правильное формирование киноиндустрии. В этой связи хотел сказать, что фонд открыт для сотрудничества с любым человеком, который хотел бы себя проявить в кинематографе, – сценаристы, режиссеры, операторы. Будем объявлять конкурсы и отбирать потенциально интересные идеи и сценарии, которые можно реализовать в рамках наших бюджетов. Мы открыты для ко-продукции с иностранными, местными компаниями, и за счет этого можно увеличить производственный бюджет фильма, но при этом необходимо расширять и географию проката, чтобы проект окупился.
– Возвращаясь к картине «Дорога к матери». На какие источники опирались при реконструкции исторических событий?
– Путь к экрану этой истории был долгим и непростым. Зерном для написания сценария послужил рассказ моих родителей, народных артистов КазССР, об одинокой и удивительной старушке в далеком ауле, которая на протяжении порядка 30 лет каждый день выходила на окраину села, садилась у дороги в тени под деревом и с утра до вечера ждала своего сына с войны. Первоначально сценарий, который мы начали разрабатывать с Тимуром Жаксылыковым, охватывал только годы Великой Отечественной войны. Большой вклад в сюжет внес Мухтар Кул-Мухаммед, на тот момент госсекретарь, предложивший расширить временной отрезок сюжета и тем самым внести в сюжет эпоху коллективизации и голодомор. Позже по чистовой версии сценария нас консультировала специалист из Лондона скрипт-доктор Клэр Даунс (одной из ее работа является участие в сценарии «Однажды в Америке», также она сотрудничала с Аканом Сатаевым во время работы над сценарием «Жаужурек мын бала». – Авт.). Во всех проектах работаем с консультантами, неважно, исторический или современный сюжет, всегда хотим рассказать историю очень правдиво. По интерьерам, экстерьерам, реквизиту, быту нас консультировал Алмас Ордабаев, по казахскому языку - Ерлан Толеутай. Сценарий сперва был написан на русском языке, потом мы его переводили на государственный. По военной тематике нас консультировали на месте съемок специалисты из Минске, по эпизоду «Стамбул», который мы снимали в Баку, привлекали к работе азербайджанских специалистов.
– Как вы относитесь к предпринимаемым в соседних государствах переписать историю ВОВ?
– Когда историю пытаются переписать в чьих-то интересах, политизировать и начинают ее коверкать, то это плохо. Потому что история складывается на фактах, в ней должно быть все честно. Надо говорить так, как есть. Если факты где-то зафиксированы, то коверкать их нельзя. Даже если это художественное произведение. Думаю, допускается некая художественность в описании, в повествовании, но, на мой взгляд, основные моменты истории должны быть незыблемыми.
– То есть кино сегодня – мощный инструмент идеологии государства?
– Конечно. Роль идеологии в Голливуде, думаю, имеет равноценную роль наряду с коммерцией. Несмотря на их кассовые рекорды, бюджеты, они четко понимают, что идеология – важный аспект в каждом фильме. Сейчас Россия начала работать в этом направлении, снимают серьезные большие фильмы, опять-таки формируя идеологию и защищая интересы своей страны. Кинематограф Китая начал серьезно развиваться в этом направлении. Мы должны иметь это ввиду, понимать, что кинематограф – это мощный инструмент для идеологии, необходимо формировать свое видение.
– Что для вас значит патриотизм?
– Мне нравится фраза Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что твоя страна сделала для тебя, спрашивай, что ты можешь сделать для своей страны». Каждый на своем уровне, своем месте, должен стараться улучшить свое окружение, приносить пользу своей стране, обществу, с себя надо начать. Это и есть патриотизм в моем понимании.
– Главный персонаж фильма «Дорога к матери» Ильяс – Герой с большой буквы. Но он жил в ХХ веке по сюжету. А в современном мире есть ли такие герои, о которых можно было бы снять фильм?
– Уверен, что сейчас герои тоже есть. Они среди нас. Многих мы не знаем и не замечаем, они могут заниматься своими повседневными делами и, сами того не замечая, совершать героические поступки: спасти жизнь, помочь слабому, потушить пожар, приютить сироту и так далее. Есть и признанные, среди политиков, среди бизнесменов, среди спортсменов и деятели культуры. Надеюсь, через какое-то время о каждом из них напишут книги и снимут кино.
– Знаю, что для своих проектов вы стараетесь искать новые лица. В частности, для нового фильма «Районы». Вы поставили перед собой задачу воспитать новых звезд кино?
– Для фильма «Районы» мы объявили кастинг по всей стране. Принципиальной цели снять только новичков не было. Но так получилось, что многие ребята, которые играют главные роли, снялись первый раз в полнометражном фильме. Были и те, кто раньше снимался только в сериалах.
– Раскройте секрет, над какими новыми проектами работаете?
– В рамках Astana Film Found запускаем два проекта в ближайшее время. С Айсулу Азимбаевой будем делать психологический триллер «Она», очень интересная история. Мы сейчас в подготовительном периоде, в конце октября начнем съемки в Алматы. Второй проект – комедия «Агашка, научи меня жить», в главной роли – Шарип Серик (Шако), талантливый парень, исполнивший одну из главных ролей в фильме «Районы». Исполнителей ролей будем также искать среди всех желающих, не только профессионалов. На 3 ноября намечен релиз фильма «Районы», 1 декабря в казахстанский прокат выходит мой американский фильм «Хакер». Мы его сняли два года назад, но он так долго шел до кинотеатров из-за технических вопросов – были долгие поиски международного дистрибьютора, решали моменты с американскими продюсерами на предмет проката и продажи фильма на международном уровне.
– Оцените, пожалуйста, состояние рынка казахстанского кино.
– Мы точно движемся вперед, и думаю, в правильном направлении. Очень много фильмов снимается, талантливые режиссеры появляются, в беседе с прокатчиками узнаю, что динамика посещаемости зрителей в кинотеатрах растет. Радует, что посещаемость именно казахстанского кино также возрастает, отечественные фильмы вызывают интерес у зрителей. Главное – не останавливаться. Нашему кино важно расширять прокатную географию на соседние страны, так как при всем желании 17-миллионное население Казахстана не сможет окупить очень дорогие фильмы. А ведь хочется снимать большие истории, сделанные на высоком техническом уровне, которые имеют потенциал для мирового проката.
– У нас главная проблема – сценарий. Как ее решить?
– Это общемировая проблема, идея и сценарий – основа фильма. Как решить эту проблему? Только поиск. Надо днем с огнем искать хорошие, яркие идеи и истории, если ты сомневаешься в идеи или сценарии, то нет смысла запускаться. Продюсер, режиссер должен иметь такую историю, в которую верит на 100%, знает, что она оправдает затраченные деньги и время участников проекта. И в итоге полюбится зрителям.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.