Мы проигрываем миру битву за «богатого китайца»
Что нужно сделать, чтобы Казахстан перестал быть неинтересной терра инкогнита для китайских туристовНесмотря на безоблачные взаимоотношения Казахстана с Китаем в политической сфере и готовность наших финансовых институтов кредитоваться длинными деньгами из Поднебесной, в которых нам не отказывают соседи, мы до сих пор имеем весьма слабое представление друг о друге. И ни о каком взаимопроникновении культур речи не идет. Китайские туристы не знают о Казахстане практически ничего и не слишком стремятся оставлять в нашей экономике миллионы долларов, предпочитая подпитывать Россию, США и Евросоюз.
Накануне об этом парадоксе подробно говорили на приуроченном к Международному дню туризма казахстанско-китайском туристическом форуме. Суммы экспортируемых из Китая вместе с туристами денег просто впечатляют: так, за позапрошлый 2014 год количество китайских туристов в мире составило 107 млн человек. Однако уже по итогам 2015 года их число выросло до 128 млн туристов. Таким образом, Китай вышел на первое место в мире по выездному туристическому потоку. К тому же граждане КНР заняли первое место по «богатству туристов». На сегодняшний день это самые состоятельные туристы.
Так, говоря о количестве денег, которые они оставили в мировой экономике, Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжан Ханьхуэй сообщил: «Затраты наших туристов за прошлый год составили $104,5 млрд. В общей сложности один китайский турист в среднем потратил $1875. В настоящее время более чем 13% мирового вклада в туристический рынок приходится на граждан КНР».
По большому счету весь этот мировой поток проходит мимо Казахстана. Мы не зарабатываем с него почти ничего. И причин этому масса.
Во-первых, сложная государственная бюрократия, когда визы в Казахстан туристам из Поднебесной приходится ждать до 14 дней. Во-вторых, полное отсутствие фантазии отечественного бизнеса, который не способен предложить перспективному туристу ничего, кроме неухоженных природных зон. К тому же отсутствует надлежащий сервис, который давно стал неким enfant terrible отечественного туризма. В-третьих, абсолютное отсутствие языковой среды и надписей на китайском языке (программа China Friendly – авт.), что давно и успешно развивается в России, Евросоюзе и США, которые снимают основные «сливки» от туристического потока из КНР. В-четвертых, мизерное предложение на рынке специалистов, владеющих китайским языком, выросших в Казахстане и готовых работать гидами. В-пятых, отдельные не совсем дружественные по отношению к Китаю высказывания или события, происходящие в нашей стране, резко отпугивают богатых китайских туристов, помещая Казахстан в страну «небезопасную для китайцев».
Тем не менее, несмотря на то, что мы пока являемся слабопривлекательной страной для китайского туриста, за которым охотится весь мир, нам есть чему учиться и куда расти. Тем более что ситуация на региональном рынке складывается как нельзя более кстати.
Так, генеральный директор старейшей туристической компании Советского Союза, а теперь и России «Интурист» Леонид Мармер выделил несколько ключевых факторов, на которые предстоит опираться Казахстану в привлечении состоятельных туристов из КНР. Эти выводы он сделал из похожего российского опыта.
«В первую очередь, необходимо отменить въездные визы для туристов из Китая. Мы в РФ это сделали и ничуть не пожалели. Теперь ежегодно порядка 70 млн туристов из КНР едут в Японию, США, Евросоюз и к нам в Россию. Но не только поэтому. Сказалось и влияние девальвации рубля, который, обесценившись по отношению к мировым валютам, сделал пребывание в России для иностранных туристов и в том числе пребывающих большим потоком из Китая весьма комфортным и недорогим. К тому же экономическое благосостояние китайцев растет с каждым годом: они начинают ощутимо опережать страны региона по доходам на душу населения. И это происходит на фоне падения туристического потока в нашу страну из Евросоюза и США. Кроме того, китайцам в отличие от них чрезвычайно интересно коммунистическое прошлое наших стран: все, включая сооружения, здания, памятники, места лишения свободы и т.д. Им не интересна природа, потому что у них она может быть красивее. Им интересно то, что нас роднит – «красная история». И кто это поймет, тот сделает отличный бизнес на китайских туристах», – рассказал Леонид Мармер.
В свою очередь, как пояснила президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов, директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, наша страна уже делает первые шаги на пути привлечения китайского туриста.
«В конце минувшего года МИР РК и китайское госуправление по делам туризма подписали меморандум об упрощении группового туризма из КНР в Казахстан. Подразумевается, что одну визу мы будем предоставлять на группу туристов из Китая до 50 человек, которые смогут находиться в Казахстане в течение 15 дней. Первая такая группа прибыла к нам этим летом. В общей сложности, по упрощенной групповой программе к нам уже заехало 300 граждан Китая. Им всем очень здесь понравилось. Однако, я знаю, что собиралось заехать куда больше туристов. В целом, мы сейчас находимся в точке, когда нашу страну ежегодно посещает всего лишь 250 тыс. китайских туристов. То есть у нас есть огромная перспектива роста. Сейчас официально 45 туроператоров из Казахстана, их контакты уже отправлены китайским властям с целью дальнейшего сотрудничества», – констатировала Рашида Шайкенова.
Между тем президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер рассказал, что во время своих зарубежных поездок граждане КНР тратят в среднем $300 в день. К слову, в 2016 году национальный авиаперевозчик планирует перевезти 200 тыс. китайских туристов на своих рейсах. Однако через три года ожидается, что цифра китайских пассажиров на бортах «Эйр Астаны» увеличится до одного миллиона.
«Из этого одного миллиона мы считаем, что около 500 тыс. человек будет осуществлять транзитную остановку в Казахстане. Если в среднем считать по два транзитных дня, то в финансовом плане китайские туристы дадут Казахстану один миллион транзитных дней. То есть, если брать $300 в день, то это принесет дополнительно $300 млн в год в национальную экономику через заработок гостиниц, ресторанов, моллов, торговых центров и туркомпаний. Это очень много денег и много рабочих мест», – поделился своим видением Питер Фостер.
Поэтому через три года авиакомпания «Эйр Астана» планирует увеличить количество рейсов в неделю с 20 до 60 полетов. Притом, что сейчас она осуществляет рейсы в два города континентального Китая. Это Пекин и Урумчи.
«Через три года мы планируем в свою маршрутную сеть добавить еще четыре города Китая. Это Сиань, Чэнду, Гуанчжоу и Шанхай. В связи с этим мы бы просили правительства двух стран начать процедуру по подписанию двусторонних соглашений, для того чтобы увеличить географию наших полетов. В то же время мы ожидаем облегчения визовых процедур для граждан Китая. Как незамедлительную меру мы просим правительство Казахстана рассмотреть вопрос о введении безвизового режима на 72 часа для граждан КНР, летящих транзитом через Казахстан», – внес конструктивное предложение Питер Фостер.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.