В Казахстане началась война с терроризмом

Власти и гражданское общество объединились в борьбе с этим злом

В этом году в стране произошли два теракта. Они стали неожиданностью для нашего общества, привыкшего к спокойствию. Государство, чтобы вернуть статус-кво, принимает ряд мер. Одна из них – изменения в законодательство. Борьба с терроризмом волнует всех, поэтому над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремизму и терроризму» работают не только мажилисмены. «Понимая, что противоборство с экстремизмом и терроризмом результативно только при консолидированной позиции всего общества, депутаты мажилиса привлекли к работе над законопроектом не только представителей государственных органов, но и, что очень важно, представителей неправительственных организаций, общественных объединений, научно-образовательных центров, бизнес-сообщества, религиозных объединений», - сказал спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.

У редакции центра деловой информации Kapital.kz есть в распоряжении справка по планируемым изменениям в законодательстве. В частности МВД инициировало поправки в 4 кодекса и 10 законов.

В рамках рассматриваемого законопроекта Министерством внутренних дел инициированы поправки в 4 кодекса и 10 законов.

1. В Кодексе «Об административных правонарушениях» предлагается:

1) увеличить штрафные санкции за нарушения правил приобретения, хранения, использования или перевозки гражданского, служебного оружия, патронов к нему (ст.484 - на физических лиц - с 5 до 10, на юридических лиц – с 15 до 20 МРП), порядка его регистрации либо постановки на учет (ст.486 - на физических лиц с 5 до 10, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческих организации – с 10 до 20, на субъектов среднего предпринимательства – с 20 до 30 МРП), а также за неправомерное применение оружия (ст.485 - с 10 до 20 МРП) и стрельбу в населенных пунктах (ст.436 с10 до 20 МРП).

В действующей редакции, размеры штрафных санкции по указанным статьям КоАП составляют всего лишь 5 МРП (10605 тенге), что на наш взгляд не адекватно тяжести последствий.

Обоснование: Вносится с целью обеспечения общественной безопасности граждан и усиления ответственности владельцев и пользователей оружия за нарушения предусмотренного законодательством порядка оборота гражданского и служебного оружия.

На наш взгляд увеличение штрафных санкций позволит повысить правовую ответственность физических и юридических лиц, занятых в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

2) ввести новую меру административно-правового воздействия на владельцев гражданского и служебного оружия такую как направление на повторную проверку знаний правил безопасного обращения с оружием при совершении правонарушений, предусмотренных статьями 436 (Стрельба из огнестрельного, газового,пневматического оружия, запуск пиротехнических веществ и изделий с их применением в населенных пунктах), 484 (Нарушение правил приобретения, хранения, использования или перевозки гражданского, служебного оружия, патронов кнему), 485 (Неправомерное применение газового оружия) и 486 (Нарушение порядка регистрации (перерегистрации) гражданского и служебного оружия либо порядка постановки его на учет) КоАП.

Обоснование: Предлагаемая норма вводится в целях административно-правового воздействия на владельцев оружия, за совершение административных правонарушений в сфере оборота оружия.

Действующим законодательством предусмотрено прохождение проверки знаний правил безопасного обращения с оружием только при первоначальном приобретении оружия (п.4 ст.15 Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия»).

Правила организации первоначальной подготовки владельцев и пользователей оружия утверждены приказом МВД от 17.04.2015 года №366.

Совершение административных правонарушений владельцем в сфере оборота оружия подтверждает факт отсутствия вышеуказанных знаний.

Введение указанных норм позволит повысить правовую ответственность владельцев и пользователей гражданского и служебного оружия и стимулирует их законопослушное поведение.

3) ввести административную ответственность за нарушение порядка функционирования стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов (водится новая статья 485-1, предусматривающая штраф в размере 20 МРП, с приостановлением действия разрешения на право их открытия и функционирования), за ношение специальной одежды охранника частной охранной организации лицам, не имеющим на то право (в статье 675 КоАП вводится часть 3 предусматривающая штраф на физических лиц в размере пяти месячных расчетных показателей, с конфискацией специальной одежды).

Обоснование: Необходимость введения административной ответственности обусловлена с целью обеспечения соответствия стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов разрешительным требованиям.

Данные разрешительные требования установлены Правилами открытия и функционирования стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов, утвержденных приказом Министра внутренних дел от 17 апреля 2015 года № 365.

Однако, действующим законодательством ответственность за их нарушение не предусмотрена.

Справочно: По стране функционируют 27 стрелковых тиров (стрельбищ) и стендов. При этом, количество нарушений увеличилось на 100% (с 5 до 10), по результатам выявленных нарушений владельцы лишь предупреждены.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона «Об охранной деятельности» охранники частных охранных организаций осуществляют охранную деятельность в специальной одежде, обозначающей их принадлежность к субъекту охранной деятельности, образцы которой и порядок ее ношения утверждаются уполномоченным органом (приказ МВД от 23.02.15г. № 142). При этом ответственность за нарушение данной нормы отсутствует.

Охранники частных охранных организаций наделены правами, практически ставящими их в один ряд с сотрудниками правоохранительных органов. Они вправе требовать от физических лиц соблюдения общественного порядка.

В целях пресечения правонарушений и задержания правонарушителей им дано право применять физическую силу, задерживать лиц, совершивших преступление или административное правонарушение, а в отдельных случаях даже наделены правом осматривать одежду задержанного и изымать некоторые предметы для передачи их в правоохранительные органы.

Кроме того, специальная одежда охранника может позволить злоумышленнику проникнуть на охраняемый объект, а также послужить прикрытием для других противоправных действий.

4) увеличить штрафные санкции за проживание без регистрации либо без документов, удостоверяющих личность (ст.492 ч.2 (с 5 до 7 МРП), ч.3 (с 10 до 13 МРП), ч.4 (с 5 до 10 МРП), ч.5 (с 15 до 20 МРП).

Обоснование: В действующей редакции, размеры штрафных санкций указанной статьи КоАП для физических лиц составляют всего лишь 5 МРП (10605 тенге), 10 МРП (21210), 15 МРП (31815). На наш взгляд увеличение штрафных санкций за данное правонарушение повысит правовую ответственность граждан и стимулирует их законопослушное поведение.

5) сократить срок проживания без регистрации, за который предусмотрено предупреждение до одного месяца (ст.492 ч.1).

Обоснование: Данная норма по сокращению срока проживания без регистрации также направлена на повышение правовой ответственности населения.

Справочно: Действующим законодательством срок проживания без регистрации установлен до 3 месяцев.

6) установить административнуюответственность собственника или других лиц, в ведении которых находится жилище, здания и (или) помещения, за проживание в них лиц без регистрации в виде штрафа в размере на физических лиц в размере десяти, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере пятнадцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере двадцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере пятидесяти месячных расчетных показателей. (ст.493 ч. 5).

При повторном нарушении в течении года - на физических лиц в размере двадцати, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей. (ст.493 ч. 6).

Обоснование: Установление административной ответственности собственников (непосредственно арендодателей) повысит их ответственность. Такой подход позволит, не только решить проблемы «резиновых квартир», но и снимет проблему проживания без регистрации, а также обеспечит пополнение бюджета за счет поступления налогов от сдачи в аренду жилого помещения.

Справочно: На сегодня, установлена ответственность собственников только за допущение регистрации физических лиц, которые фактически у них не проживают.

7) ужесточить путем увеличения штрафов ответственность физических или юридических лиц принимающих иностранцев и лиц без гражданства за нарушение законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, (увеличиваются штрафы в ст.518 КОАП РК):

ч.1 (с 5 до 15 МРП –на физических лиц, с 10 до 30 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 15 до 40 - на субъектов среднего предпринимательства, с 20 до 60 - на субъектов крупного предпринимательства);

ч.2 1 (с10 до 25 МРП –на физических лиц, с 20 до 40 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 50 - на субъектов среднего предпринимательства, с 40 до 75 - на субъектов крупного предпринимательства ),);

ч.3 (с 15 до 30 МРП –на физических лиц, с 25 до 40 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 70 - на субъектов среднего предпринимательства, с 40 до 100 - на субъектов крупного предпринимательства ),

ч.4 (с 10 до 30 МРП –на физических лиц, с 20 до 40 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 75 - на субъектов среднего предпринимательства, с 50 до 150 - на субъектов крупного предпринимательства );,

ч.5 (с 15 до 50 МРП –на физических лиц, с 25 до 100 – на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации, с 30 до 150 - на субъектов среднего предпринимательства, с 45 до 300 - на субъектов крупного предпринимательства ),.

Обоснование: Вносится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими миграционного законодательства РК и защитынациональных интересов.

Существующие в действующей редакции данной статьи штрафные санкции не оказывают профилактические воздействия на нарушителей. Получаемый доход от организации канала нелегальной миграции и пособничества этому процессу, намного превышает штрафные санкции.

2. В Уголовный кодекс:

В статье 51 предлагается, что выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства будет исполнятся в принудительном порядке с установлением запрета на въезд этого лица на территорию Республики Казахстан сроком на пять лет.

Обоснование: Данная норма вводится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства.

3. В Уголовно-исполнительном кодексе также предлагается упорядочить механизм выдворенияиностранцев отбывших наказание.

В частности, выдворение будет осуществлятсяпутем препровождения выдворяемого иммигранта до Государственной границы Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан и закрытием въезда сроком на пять лет(ст.70 УИК РК).

Обоснование: Данная норма вводится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства.

4. В Предпринимательском кодексе:

- предлагается определить особый порядок государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, что позволит органами внутренних дел осуществлять проверки объектов с хранением и использованием указанной категории оружия в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам, в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий.

Обоснование: Предложение вносится в целях исполнения поручений Главы государства, данных на заседании Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части определения особого порядка государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов.

Введение данной нормы позволит (в порядке исключения) определить возможность осуществления органами внутренних дел проверок объектов с хранением и использованием указанной категории оружия в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам, в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий.

В настоящее время, в соответствии с Предпринимательским кодексом, проверки юридических лиц, занятых в сфере легального оборота оружия ОВД производятся только в период оперативно-профилактических мероприятий и в рамках «иной формы контроля» (без права возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения).

Вместе с тем, проведение проверок в период ОПМ предусматривает процедуру внутреннего планирования проверок (к примеру, один раз в квартал или в год), подготовки приказов об объявлении ОПМ (республиканских или региональных) и т.д.

В данной ситуации утрачивается возможность проверок в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам, в силу необходимости пресечения нарушений непосредственно в момент их совершения и проведения неотложных действий.

К примеру, последние события в г.Актобе, связанные с нападением на оружейный магазин «Паллада» показали на несоблюдение владельцем магазина требований, предъявляемых к безопасности торговых залов магазина, что привело к захвату преступниками оружия и боеприпасов и совершения с их использованием тяжких преступлений.

Оборот оружия и боеприпасов, кроме хранения и учета, включает также его перевозку, ввоз, вывоз(одна партия перевозимого оружия может составлять тысячи и более единиц разного вида оружия и патронов), требующие осуществление контроля на постоянной основе.

К примеру, в текущем году, ТОО «Олимпик-Шымкент», имеющий лицензию на торговлю оружием, при перевозке с г.Алматы, утеряно при неизвестных обстоятельствах 13 единиц оружия (в т.ч. нарезного) и 17500 штук патронов к нарезному оружию.

Полагаем, что введение данной нормы повысит ответственность юридических лиц, занятыми в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

5. В Законе «О государственном контроле заоборотом отдельных видов оружия», предлагается:

1) запретить:

- оборот на территории Республики Казахстан огнестрельного длинноствольного нарезного оружия и патронов с крупным калибром (более «338 lapua»);

Обоснование: Предложение о введении запрета на оборот на территории Республики Казахстан огнестрельного длинноствольного нарезного оружия и патронов с крупным калибром (более «338 lapua») инициировано Службой государственной охраны и обусловлено тем, что основная ниша применения оружия и патронов калибра свыше 338 Lapua — снайперская стрельба. Высокая кучность при стрельбе (на дальности 1000 м и настильная траектория пули позволяют вести эффективный прицельный огонь на дистанциях до 1500 метров и дальше. Патрон 338 Lapua используется в снайперских винтовках M98, M98B «Баррет», а также в российской Т-5000. Экспансивная пуля патрона 338 Lapua обладает очень мощным убойным и останавливающим действием. Пуля патрона 338 Lapua способна пробить любой, даже тяжёлый бронежилет, а также различные преграды (бетонные заборы, лист стали до 24 мм толщиной).

- передачу оружия другому лицу;

Обоснование: Предлагается законодательно установить запрет на передачу оружия другому лицу. Так, разрешение на хранение и ношение оружия выдается конкретному лицу. Передача другому лицу, не имеющему соответствующего разрешения на хранение и ношение соответствующего вида оружия чревато последствиями, в т.ч. использования в преступных целях, несчастными случаями при неимении навыков обращения с оружием и т.д.

Введение данной нормы направлено наповышение ответственности владельцев гражданского оружия.

- размещение помещения для хранения и торговли оружием и патронами к нему в жилых домах, на территории спортивных, развлекательных, транспортных объектов, организации образования, здравоохранения, гостиниц, рынков, объектов общественного питания и торговли;

Обоснование: Введение запрета юридическим лицам, имеющим лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием на размещение помещения для хранения и торговли оружием и патронами к нему в указанных объектах предлагается во исполнение поручений Главы государства, данных по итогам заседания Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части установления единых требований к размещению и техническому оснащению оружейных магазинов.

В целях снижения риска гибели граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с оружейными магазинами полагаем, что они не должны размещаться в жилых домах, на территории спортивных, развлекательных, транспортных объектов, организации образования, здравоохранения, гостиниц, рынков, объектов общественного питания, торгово-развлекательных центров, торговых центров и торговых домов.

Справочно: Из 103 функционирующих оружейных магазинов в торговых домах размещены– 10 (9,7%), в многоквартирных жилых домах – 51 (49,5%), в отдельных зданиях – 42 (40,7%).

На переоборудование оружейных магазинов законопроектом предусматривается срок 18 месяцев (1,5 года), согласованный с Национальной палатой предпринимателей и оружейной ассоциацией «Корамсак».

- выставление в торговом зале оружейного магазина, а также экспонирования гражданского и служебного оружия в готовом для стрельбы состоянии.

Обоснование: Вносится в целях исполнения поручений Главы государства, данных по итогам заседания Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части установления единых требований к техническому оснащению оружейных магазинов.

Введение данной нормы позволит исключить возможность производства выстрела в случаях захвата оружия преступниками.

2) приостановление торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему по требованию Службы государственной охраны на срок, необходимый для проведения охранных мероприятий.

3) расширение составов правонарушений, при которых приостанавливается или прекращается действие разрешений на оружие, либо отказывается в его выдаче (с 2 статьей до 9 статьей КоАП).

Подпункт 5) пункта 4 статьи 19 Закона «О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия» дополняется статьями УК за совершение проступков по статьям:

109 (Побои), 287 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч.1), 288 (Незаконное изготовление оружия (часть 1), 289 (Небрежное хранение огнестрельного оружия), 296 (Незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами без цели сбыта (часть 1), 337 (Незаконная охота (ч.1 и 2), 346 (Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманическогоопьянения, а равно передача управления транспортным средством такому лицу или допуск к управлению транспортным средством такого лица (часть 1), 379 (Неповиновение представителю власти (часть 1), 389 (Самоуправство (ч.1 и 2), а также Кодекса РК «Об административных правонарушениях» по статьям 73. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений и 453. Изготовление, хранение, ввоз, перевозка, распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, а равно иной продукции.

Обоснование: Введение данной меры позволит законодательно закрепить норму по применению мер правового воздействия как приостановление или прекращение действия разрешений, а также отказ в их выдаче, в случаях совершения владельцами и пользователями гражданского и служебного оружия уголовного проступка или административного правонарушения.

4) предоставление органам внутренних делправа при осуществлении государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему, в части:

- изъятия оружия и патронов до устранения выявленных нарушений порядка хранения и укрепленности объектов с хранением гражданского и служебного оружия;

- проведения проверок юридических лиц с хранением и использованием указанной категории оружия не реже одного раза в квартал, физических лиц – не реже одного раза в год.

- исключения требований по распределению проверяемых субъектов (объектов) по группам на основе оценки степени риска, составлению проверочных листов, регистрации актов о назначении проверок, извещению проверяемого субъекта о начале проведения проверки.

Обоснование: Предложения вносятся в целях исполнения поручений Главы государства, данных на заседании Совета Безопасности 10 июня 2016 года, в части усиления контроля за оборотом оружия, определения особого порядка государственного контроля за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов, предусматривающими особенности порядка проведения проверок, осуществляемых органами внутренних дел в сфере государственного контроля за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему,

Введение указанных норм позволит (в порядке исключения):

1) предоставить законодательное право органам внутренних дел на:

- изъятие и сдачу на ответственное хранение в органы внутренних дел оружия и патронов до устранения выявленных нарушений условий хранения и технической укрепленности объекта;

- осуществление проверок носящих внезапный характер, в том числе во внеурочное время (в выходные и праздничные дни), на предмет соблюдения требований по охране помещений и оружейных комнат, соответствующих условиям хранения оружия и патронов, в случаях, когда необходимость проверки вызвана неотложной сложившейся ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку и национальным интересам;

2) не распространять в соответствии с пунктом 3 Предпринимательского кодекса РК действие Параграфа 2 «Порядок организации и проведения проверок» предусматривающего распределение проверяемых субъектов (объектов) по группам на основе оценки степени риска, составление проверочных листов, регистрации акта о назначении проверки в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам, извещения в письменном виде проверяемого субъекта о начале проведения проверки;

3) конкретизировать периодичность срока проведения проверок;

4) ввести обязанность по ведению ведомственного учета и составлению акта о назначении и результатах проверки.

Полагаем, что введение данной нормы повысят ответственность юридических лиц, занятыми в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

6. В Законе «Об охранной деятельности», предлагается:

- обязать субъекты охранной деятельности о незамедлительном информировании органы внутренних дел о срабатывании охранной сигнализации с охраняемых объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.

Обоснование:

Для мгновенного реагирования на противоправные действия и предотвращения попыток преступных посягательств на указанной категории объектов, предлагается законодательно обязать субъектов охранной деятельности, осуществляющих охрану объектов, на территории которых имеются оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества незамедлительно информировать территориальные органы внутренних дел о срабатывании охранной сигнализации.

- расширить составы правонарушений(конкретизируются постатейно), при которых не могут быть приняты на должность охранника частной охранной организации лица, привлеченные к административной ответственности ранее в течение года до принятия на работу или охранником за совершение умышленных административных правонарушений.

Обоснование:

Действующая редакция пункта 6 статьи 10 Закон «Об охранной деятельности» предусматривает запрет принятия на работу руководителем или охранником охранной организации за совершение умышленных административных правонарушений по 112 статьям.

Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика большинство из них не влияют на осуществление указанными лицами своей деятельности и не характеризуют их как лиц, недостойных осуществления своих должностных функций.

Например, ст.435 (Хулиганство, совершенное несовершеннолетним), ст.442 (Нахождение в ночное время несовершеннолетних в развлекательных заведениях или вне жилища без сопровождения законных представителей), ст.448 (Вандализм несовершеннолетних), ст. 457 (Нарушение законодательства Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации нормативных правовых актов) и т.п.

В связи с этим, в рамках ужесточения законодательства в сферах противодействия экстремизму и терроризму предлагается данную норму дополнить ст.453 (Изготовление, хранение, ввоз, перевозка, распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации, а равно иной продукции).

7. В Законе «О жилищных отношениях», предлагается:

- обязать собственников жилищ, нежилых помещений регистрировать лиц, проживающих в принадлежащих им жилищах, нежилых помещениях, а также снимать с регистрации при их убытии (ст.4, 18, 37).

- ввести определение понятия: «временные жильцы - граждане, которым нанимателем (собственником) или другим лицом, в ведении которого находятся жилища, нежилое помещение, членам жилищного кооператива) предоставлено право временного проживания в жилище, нежилом помещении без взимания с них платы за пользование жилищем, нежилым помещением».

Обоснование: Данные меры обусловлены необходимостью осуществления контроля со стороны государства за внутренними миграционными процессами.

Одновременно с обязанностью внутренних мигрантов вставать на учет по месту временного проживания, указанная мера позволит вести двойной контроль за прибытием и убытием граждан и снять проблему проживания граждан без регистрации, а также совершенствовать механизм контроля за краткосрочной арендой и субарендой жилья, повысить правовую ответственность не только физических, но и юридических лиц.

8. В законах «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О статусе столицы Республики Казахстан», «Об особом статусе города Алматы» предлагается:

- наделить маслихаты компетенцией на утверждение правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице в соответствии с типовыми правилами регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

- законодательно закрепить компетенцию акимата области, города республиканского значения, столицы на разработку правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице в соответствии с типовыми правилами регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Обоснование: Соответствует существующей практике и статусу данного органа. Учитывая, что Республика Казахстан имеет большую территорию и, соответственно, условия в регионах существенно отличаются, целесообразно установить право местных органов осуществлять регулирование миграционных процессов с учетом потребностей конкретной области, города республиканского значения, столицы, регулировать миграционные процессы с учетом плотности расселения граждан в регионах.

9. В Законе «О миграции населения», предлагается:

1) дополнить компетенцию Правительства правом утверждать типовые правила регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице (статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан).

Обоснование: Данная норма вводится в целях обеспечения формирования и реализации единой миграционной политики, целесообразно Правительством утверждать типовые правила регулирования миграционных процессов, на основе которых местные представительные органы будут принимать региональные правила.

При этом для обеспечения сбалансированного развития регионов и миграционных процессов, отвечающих экономическим интересам регионов, будет использоваться механизм проживания с учетом конкретных условий регионов, но по общим правилам.

2) наделить органы внутренних дел компетенцией на:

разработку типовых правил регулирования миграционных процессов в областях, городах республиканского значения и столице (статья 9.Компетенция органов внутренних дел).

Обоснование: Данная норма обеспечит единообразный подход по республике в целом, формирование и реализацию единой миграционной политики по урегулированию проблем внутренней миграции в стране, усилению внутреннего миграционного контроля на территории Казахстана.

Справочно:

В соответствии со статьей 9 Закона «О миграции населения», органы внутренних дел реализуют в пределах компетенции государственную политику в области миграции населения.

Так, согласно учетных сведений органов внутренних дел, в процессах внутренней миграции ежегодно участвуют более миллиона человек (в 2015г. зарегистрировано по месту жительства 1 млн. 287,9 тыс., за 8 месяцев 2016г. – 882,3 тыс.), из них 20% - это межрегиональная миграция (2015г. – 285,6 тыс. чел., 8 месяцев 2016г. – 192 тыс.), а остальные граждане меняют место жительства в пределах области.

- осуществление контроля своевременноговыезда за пределы Республики Казахстан иммигрантов, в отношении которых вынесен судебный акт о выдворении;

- обязать внутренних мигрантов зарегистрироваться по месту жительства и по месту временного пребывания на территории Республики Казахстан в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан (статья 51. Основные права и обязанности внутренних мигрантов).

Обоснование: Такой подход позволит государству обеспечить своевременную регистрацию населения при изменении места жительства, повысить правовую ответственность граждан, вести учет населения в полном объеме.

10. В Законе «О государственных услугах», предлагается:

- обязать услугодателей отказывать в оказании некоторых государственных услуг, определяемых Правительством Республики Казахстан, при отсутствии регистрации по месту временного пребывания и (или) по месту постоянного жительства услугополучателя (статья 5. Права и обязанности услугодателей).

Обоснование: Ограничение в доступе к некоторым государственным услугам для лиц, нарушивших порядок регистрации внутренних мигрантов, не прошедших своевременную регистрацию при изменении места жительства, позволит обеспечить обязательную регистрацию населения по месту временного пребывания и (или) по месту постоянного жительства.

Перечень таких государственных услуг, утвержденных решением Правительства, определяется государственными органами.

11. В Законе «О правовом положении иностранцев», предлагается ужесточить контроль за пребыванием иностранцев в Республике Казахстан и выполнения ими решения суда о выдворении путем внесения изменения в статью 28 в части принятия решения о выдворении только судом, а также применении наряду с контролируемым самостоятельным выездом иностранца процедуры принудительного выдворения.

Обоснование: Вносится в целях ужесточения контроля за пребыванием в стране иностранных граждан и лиц без гражданства, соблюдения ими уголовного, административного и миграционного законодательства РК.

12. В Законе «О Национальной гвардии Республики Казахстан», предлагается в соответствии с Законом «О противодействии терроризму» привлекать военнослужащих Национальной гвардии для обеспечения правовых режимов чрезвычайного положения, антитеррористической операции.

Обоснование: Включение данной нормы позволит укрепить правовое поле, которое обеспечит надлежащие условия для осуществления своих полномочий военнослужащими Национальной гвардии при выполнении служебно-боевых задач.

Также предлагаемые поправки позволят обеспечить материально-техническим обеспечением подразделения Нацгвардии, привлекаемые к выполнению задач по обеспечению правового режима антитеррористической операции.

Кроме того, в соответствии со статьей 10 Закона «О Нацгвардии» по решению Министра внутренних дел воинские части Национальной гвардии привлекаются к выполнению обязанностей по охране общественного порядка или для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении правового режима чрезвычайного положения, правового режима антитеррористической операции и др. Однако сейчас в Законе отсутствует гарантия личной безопасности военнослужащих при выполнении ими обязанностей по обеспечению правового режима антитеррористической операции.

По мнению известного политолога Айдоса Сарыма, входящего в рабочую группу по принятию законопроекта, в данном случае важна поддержка всего общества. Он в частности напомнил, что государство само привлекло к разработке законопроекта представителей разных гражданских групп – НПО, религиозных деятелей и т.д.

«Важно, чтобы закон поддержали все слои населения, политические партии. Важно, чтобы никто не подумал, будто этот закон направлен против каких-то групп граждан. Если взять аналогию, вспомните закон 2001 года USA Patriot, который приняли в Штатах. На тот момент это был ответ, который консолидировал не только деятельность исполнительной власти, но и всего общества в целом. Вот и нам не хватало чего-то подобного. В частности я высказывался после терактов: где ясный ответ, что мы, казахстанские граждане, не потерпим такого отношения к нам и свою веру в конституционный строй будем отстаивать?», - подчеркнул политолог.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤