Что предложили Алматы креативные горожане?

Концепции и идеи, которые могут стать чем-то большим

В Алматы прошел фестиваль креативных индустрий Art Energy Almaty 2016. Художники, представившие на этой площадке свои работы, предложили объекты для города, которые потенциально могут изменить среду. Это эмоциональные решения, связанные с изменением психологического состояния. Они обращают внимание на конкретные проблемы, на то, что происходит в городе. Например, работа «Красная подушка» Сырлыбека Бекботаева – о том, что к городу нужно относиться бережно, как к собственному дому. Или «Канбак» Фатимы Омир – перекати-поле, символ миграции, начавшейся еще в эпоху целины.

Архитекторы же предложили концептуальные решения. Решения такого рода работают как начальная идея. Но дальше, если ее дорабатывать как объект, она может стать чем-то конкретным. Это прототипы общественных пространств, концепции и модели, которые могут работать в городском пространстве как угодно, выполнять разные функции.
Корреспонденты центра деловой информации Kapital.kz рассмотрели объекты, которые несут эмоциональный посыл и которые могут использоваться в повседневной жизни горожан, зарядились энергией креативности и даже поучаствовали в перформансе.

Игра с локальными формами
Одна из работ, представленных на фестивале, – арка, элемент в традиции алматинской застройки. Это архитектурная концептуальная работа.

«Мы хотели визуализировать взаимоотношения объекта и его тени. Наша арка может показать, что каждая вещь имеет свое отражение, суть, которую не всегда видно с первого взгляда», – говорят о своей работе архитекторы Роман и Михаил Величко. Это прототип, макет. Каким образом он будет работать в пространстве – другой вопрос. И сделан он может быть из чего угодно.

Арт-куратор фестиваля Яна Малиновская комментирует: «Это одна из форм, которая может вылиться в общественное пространство. Например, стать остановкой. Или служить лавочкой, где будут собираться друзья, сюда можно «провести» Wi-Fi. Это может быть информационный стенд или афишная тумба. То есть город может работать с этим объектом как угодно».

Другой проект, представленный отцом и сыном, – городской модуль, тоже с арками. И он также может выполнять разные функции. Например, быть справочной площадкой, будкой для голосования, местом установки платежного терминала.

Сто «алматинских» маек
Александра Калачева предложила всем желающим поучаствовать в перформансе «100 маек». Художница заверила: «Каждый человек, даже не алматинец, надевая майку, становится алматинцем». И вот почему.
«Здесь все образы, которые близки и дороги каждому алматинцу. Например, «Выше Абая, ниже Абая» – каждый делит город по этому принципу. Или «Алматинцы любят яблоки», яблоки – безоговорочный символ нашего города. «Алматинцы любят спорт» – только алматинец может ехать на велике в гору и потом – юху! – скатываться вниз. Алматинцы любят животных, действительно, это так, они переживают за бродячих собак и кошек, они следят за судьбой барсов в наших горах. Принт «Я люблю горы» – это не о том, что у девушки отражаются горы в глазах, а о том, что, куда бы алматинцы ни приехали, они видят и ищут горы везде, скучают по ним. Это любовь к городу. Об этом мой проект», – рассказывает автор.

Суть перфоманса – не продажа, а обмен. Человек выбирает майку с любым принтом и взамен отдает художнице вещь с себя. Александра отдаст собранную одежду на благотворительность.
«Это перформанс на грани доброй иронии. Мы говорим о том, что что-то любим. Но зачастую это просто лозунги. А здесь художник оказывает реальную помощь: она реальную одежду несет реальным людям», – комментирует куратор фестиваля.

Пространство и музыка
Преподаватели КазГАСА, архитекторы, представили прототип общественного пространства, которое может быть и сценой, и, например, местом отдыха.
«Авторы участвовали в Astana Art Fest, подружились. Мы предложили им объединиться, они создали креативное бюро «Новые УрбанНомады», привлекли студентов, и создают вот такие пространства», – рассказала Яна Малиновская.
«Мы дружим с музыкантами из консерватории. Они играют авангардную музыку, мы разрабатываем пространство для городской среды, которое могло бы привлечь внимание, создать определенную атмосферу для выступлений», – поделилась историей проекта одна из его авторов. Когда мы подошли к объекту, там как раз находились ребята с музыкальными инструментами.
«Но это пространство может использоваться не только для выступлений. Это просто красивая МАФ (малая архитектурная форма. – Ред.)», – добавила архитектор.

Горы, объединяющие всех
«Это Нурбол Нурахмет, живописец и график, – представила арт-куратор фестиваля следующего участника. – Несколько лет назад он начал работать с объектной историей, она удивительна, потому что очень графична и в какой-то своей сложности в том числе и живописна».

Его идея общественного пространства – скамейка. «Алматы славится своими горами, это то, чем мы гордимся. Мы всегда водим туда гостей. Но в последнее время облик города меняется, новые здания закрывают вид. К тому же есть деление города на верхнюю и нижнюю часть. Мне хотелось возвысить горы, чтобы приблизить к ним алматинцев, живущих в нижней части города», – рассказывает автор о своей работе.
«Нурбол горы возвращает людям», – добавляет куратор фестиваля. А скамейка действительно очень удобная!

Ярко и совсем не дорого
Художница Алтынай Сатанова сделала специальное предложение для конкретного места в городе. «В микрорайоне «Орбита» есть пятачок, где собираются шахматисты. Они играют даже на бордюре! Предлагаю обустроить этот пятачок – поставить там эту бетонную мебель для шахмат (на скамейках – шахматные доски, фигурами служат камушки с соответствующими изображениями. – Ред.). Это может быть подарком от города на 1000-летие!» – говорит автор.
Шахматы – игра и для взрослых, и для маленьких. Тот же посыл – в модели локального сообщества, которое может быть чем-то вроде культурного центра для детей. «Мы сегодня делаем «картонные головы» Бориса Климова, будем делать магнитики из войлока на холодильник. Нашли старинные швейные машинки. Каждая бабушка в любом дворе может вот так же заниматься с детьми», – рассказывает одна из авторов проекта.
Другая идея – детская площадка от мастерской «Теплая». Называется «Игровой комплекс из паллет «Эко-пирамида». «Это обычные паллеты! Такую площадку может сделать любой общественный совет двора, любое локальное сообщество. Очень недорогая и яркая!» – говорит арт-куратор фестиваля, фотографируя малыша, который уже взобрался на верх пирамиды и улыбается нам.

Путь к уникальности
Стратегия креативных индустрий известна в Европе уже более 20 лет, европейские города работают с общественными пространствами. «Я согласна с Чарльзом Лэндри, специалистом по развитию городов, автором книги «Креативный город»: только с помощью своего культурного ресурса современный город получает уникальность», – отметила Яна Малиновская.

Идентичность Алматы – это творчество его жителей. Поэтому организаторы фестиваля и решили собрать на одной площадке творческие силы города – чтобы они не разрозненно существовали, а взаимодействовали друг с другом. И чтобы жители и администрация мегаполиса также вовлекались в этот процесс. «То, что фестиваль получил поддержку городских властей, показательно. Это значит, город готов к диалогу», – уверена собеседница.
«Момент перезагрузки социальных отношений очень важен. Без этого культура невозможна никаким образом. Восстанавливать отношения с соседями, интересоваться тем, что происходит во дворе, – с этого начинается отношение к городу», – считает Яна Малиновская. И это, подчеркивает она, не посыл городским властям или КСК. Это обращение к самим горожанам.

 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤