Анна Качко: Нужен яркий сценарий, а деньги найдутся
Что такое питчинг проектов, и как он может помочь казахстанским режиссерамДиректор деловой площадки международного кинофестиваля «Евразия» Eurasia Spotlight Анна Качко о том, что делать если вы написали сценарий и не знаете как воплотить в жизнь свою идею?
– Впервые Вы провели бизнес-площадку на МКФ «Евразия» 5 лет назад. С чего все начиналось?
- Когда мы с моим содиректором Ильясом Ахметом в рамках МКФ «Евразия» при поддержке «АО Казахфильм» запускали бизнес-площадку в 2011 году, не у всех деятелей кино в Казахстане было понимание, что такое питчинг проектов, как работает система финансирования кинопроектов за рубежом, как правильно продвигать свое кино. Особенно молодые кинематографисты часто сталкиваются с ситуацией: появилась идея, написан сценарий, а что делать дальше непонятно. А именно на этой стадии важную роль играют так называемые рынки ко-продукции, которые сегодня существуют при всех крупных фестивалях мира. Это первая возможность представить проект на стадии написания сценария на суд профессионального киносообщества.
У нас, организаторов Eurasia Spolight, была уверенность, что появление бизнес-площадки при «Евразии» даст дополнительный толчок для международного сотрудничества, для мотивации начинающих кинематографистов.
Для организации первого рынка казахстанских проектов в 2011 я опиралась на мой продюсерский опыт и участие во многих международных кинорынках с собственными проектами. Также с 2008 года я являюсь одним из создателей Moscow Business Square – бизнес-площадки при Московском международном кинофестивале.
- Что изменилось за пять лет в казахстанском кино?
- За прошедшие годы в Казахстане многое произошло. Было создано множество разноплановых картин, как на государственные, так и на частные деньги. Появилось поколение молодых кинематографистов, которые уже заявили о себе в мировом контексте, а также чьи фильмы стали коммерчески успешными в казахстанском прокате. Появилось движение «партизанское кино», представители которого продолжают снимать фильм за фильмом. Конечно, сегодня существует большое количество открытых вопросов, связанных с законом о кино, с системой поддержки и продвижения казахстанского кинематографа. При этом за прошедшие годы наметились четкие тенденции развития и много новых людей пришли и продолжают приходить в профессию. Меня, например, в этом году очень приятно удивил высокий уровень присланных на питчинг проектов. Молодые кинематографисты все больше говорят о том, что их волнует, об актуальных вопросах, личных переживаниях, а это и есть темы настоящего авторского кино.
– А какой вклад внесла деловая площадка и питчинги в казахстанский кинематограф? Назовите самые известные проекты, воплотившиеся благодаря этим мероприятиям.
––Для реализации любого проекта важно находить единомышленников, завязывать контакты и привлекать надежных партнеров. Для этого и создавалась EURASIA SPOTLIGHT. Очень важно, чтобы о Казахстанской киноиндустрии узнало как можно больше профессионалов по всему миру. Именно поэтому каждый год мы приглашаем в Алматы специалистов из Европы, Азии и Америки и представляем им проекты казахстанских коллег, показываем им уникальные локации Казахстана, знакомим их с местной культурой и традициями. Так завязываются контакты и сотрудничество. Например, некоторые продюсеры – гости Eurasia Spotlight уже выступили ко-продюсерами Казахстанских фильмов, а побывавшие на Евразии отборщики крупных фестивалей (Канны, Берлин, Роттердам, Бусан, Локарно) пригласили казахстанские фильмы в свою программу.
На самом первом питчинге в 2011 году победил проект Эмира Байгазина «Уроки гармонии». Фильм вошел в основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2013 и завоевал приз Серебряного медведя, а также более 30 международных наград. Фильм другого победителя питчинга «Хозяева» Адильхана Ержанова был отобран в официальную программу Каннского фестиваля и собрал большое количество призов по всему миру. Фильм участника питчинга Наримана Туребаева «Приключение» был показан в основном конкурсе Фестиваля в Карловых Варах, а представленный на нашем форуме проект «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова получил призы на фестивалях в Пусане и Везуле.
Например, в прошлом году к нам приезжал директор крупного кинорынка в Гонк Конге. После своего визита на Eurasia Spotlight он получил рекордное количество заявок из Казахстана и пригласил к участию проект режиссера Екатерины Суворовой. Проект победитель прошлого года El-Freeman Елжаса Рахимбекова был представлен на кинорынке в Таллине и сейчас работа над фильмом почти завершена, а другой победитель режиссер Ольга Коротько успела за прошедший год побывать на кинорынке Берлинского кинофестиваля, обзавестись казахстанским продюсером и сейчас готовится к съемкам.
– Какой процент составляют воплощенные проекты от числа финалистов питчнга?
– Во всем мире существует статистика, что из проектов, представленных на подобных рынках копродукции, реализовывается 30-40%. Снять кино, даже имея финансовые возможности, очень непросто, это трудоемкий процесс и многие просто отказываются от своей мечты.
– В каком жанре чаще всего приходят проекты?
– Мы принимаем проекты всех жанров. Главное – чтобы был авторский, творческий взгляд на историю. В этом году в финал питчинга прошло 10 проектов. Больше всего среди них проектов в жанре драмы, но есть и комедии и триллеры.
– Окупаются ли проекты, прошедшие через питчинги?
– Это комплексный вопрос, связанный в первую очередь с системой проката авторского кино в Казахстане и за рубежом. Нужно отдавать себе отчет в том, что сегодня в мире авторское или артхаусное кино не приносит доходы сопоставимые с блокбастерами в жанре экшн или романтической комедии. При этом любой режиссер, снимая фильм, надеется на его успешность у зрителей, на международных кинофестивалях и в прокате.
Важно еще добавить, что в этом году мы расширили горизонты и принимаем для участия в питчинге не только полный метр, но и короткометражные и документальные проекты. Хотим дать площадку начинающим для поиска единомышленников. Участие в бизнес-площадке может открыть им доступ ко всем необходимым ресурсам, чтобы реализовать проект. Конечно при наличии яркого сценария и талантливого режиссера.
– Неужели питчинги и бизнес-площадки– единственный способ для режиссера найти деньги?
– Это только одна из возможностей, но часто очень эффективная, особенно если вы хотите заявить о себе на международном уровне. Недаром при каждом крупном кинофестивале, начиная с 1989 года, проводятся такие мероприятия и участвуют в них часто крупные режиссеры и продюсеры. Для многих из них не составляет труда найти финансирование, но они все равно представляют свои проекты на питчинги с целью заявить о себе. Ведь это новые контакты, это реклама и продвижение, это общение с агентами по продажам, с представителями кинофестивалей, с журналистами. Ваш фильм находится только на стадии рождения сценария, а благодаря рынку ко-продукции о нем уже знают во всем мире, его появления ждут дистрибуторы и фестивальные отборщики. Вы конечно можете прийти к инвестору, заинтересовать его и в частном порядке получить финансирование, но как только такое кино будет снято встанет вопрос – что дальше? В случае если Ваш фильм уже побывал на международных рынках – к моменту его готовности судьба фильма уже определена.
При этом все кинорынки, включая наш Eurasia Spotlight, предоставляют возможность участия для проектов абсолютно бесплатно, сами занимаются приглашением важных гостей и организацией знакомств.
– На что обращает внимание жюри при отборе?
– При отборе жюри руководствуется следующими критериями: оригинальность идеи; возможность реализации проекта в международной ко-продукции; коммерческий потенциал проекта на казахстанском или международном рынке или потенциал участия в международных кинофестивалях, наличие режиссера с опытом успешных полнометражных или короткометражных фильмов.
– Какова награда для проектов-победителей питчинга?
– В этом году у Eurasia Spotlight новые партнеры. Известная продакшн-компания Казахстана предоставит проекту-победителю свои услуги на стадии завершения проекта, режиссер-победитель сможет принять участие в увлекательном воркшопе в Праге и снять фильм совместно с европейскими коллегами. Также все участники получат в подарок литературу о кино от наших партнеров – книжных компаний. И все-таки самое важное, как я уже говорила, это не награда, а участие. Ведь все участники смогут сделать что-то важное для своего проекта.
– Возьмете ли под свою личную опеку понравившиеся проекты?
– Моя главная задача как организатора Eurasia Spotlight – это предоставить казахстанским кинематографистам площадку для общения, для получения новых профессиональных знаний и обмена опытом с международными коллегами. Мы с Ильясом Ахметом, стараемся следить за судьбой проектов-победителей и курировать их разработку. При этом моя основная профессия – кинопродюсер и поэтому я всегда нахожусь в поиске интересных проектов и талантливых авторов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.