Акцент на транспорт
Формирование транспортной инфраструктуры остается приоритетным направлением для развития КазахстанаФормирование транспортной инфраструктуры остается приоритетным направлением для дальнейшего развития Казахстана на этапе интеграции страны в мировую экономику. Создание конкурентного государства невозможно представить без хорошо налаженной транспортной сети как между регионами внутри страны, так и с соседними государствами. Для того чтобы решить часть транспортных проблем, которые сейчас стоят перед государством в рамках государственной программы «Нурлы жол» на 2015-2019 годы, глава государства Нурсултан Назарбаев определил приоритетные направления в развитии страны, одним из которых как раз и является развитая функционирующая транспортная инфраструктура.
В рамках госпрограммы авторами отмечаются такие тенденции, требующие развития и модернизации инфраструктуры, как недостаток транспортных каналов между регионами, обеспечивающих движение товаров, трудовую миграцию, а также разный уровень промышленного развития регионов, влияющий на возникновение региональных диспропорций.
Транспортные проекты играют ключевую роль в реализации программы «Нурлы жол». Отметим, что госпрограмма охватывает все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный и воздушный. Так, программой предусмотрена реализация пятнадцати инфраструктурных проектов транспортной отрасли, одиннадцать из которых направлены на улучшение автодорожной отрасли, три проекта в сфере железнодорожного транспорта и один проект в отрасли гражданской авиации. Благодаря госпрограмме проводится масштабная модернизация транспортной инфраструктуры, которая позволит увеличить грузооборот в 1,6 раз, также увеличит объемы перевозки транзитных грузов в 2 раза уже к 2020 году.
В рамках модернизации инфраструктурных проектов автодорожной отрасли стоит отметить, что к 2020 году в Казахстане будет построено и реконструировано порядка 7 тыс. км дорог, общая стоимость затрат на которые за весь период действия госпрограммы составит 2,4 трлн тенге, 1 трлн из которых составят заемные средства из международных финансовых институтов. Госпрограмма также позволит привлечь порядка 200 тыс. человек для работы над всеми автодорожными проектами, включая смежные отрасли.
«Реализация данной программы будет гармонично дополнять пути достижения целей, определенных Государственной программой развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, которые нацелены на обеспечение экономического роста, увеличение транзитного и экспортного потенциала страны путем высокой интеграции автомобильных и железнодорожных линий внутри страны», – отмечается в госпрограмме.
Отдельно стоит отметить направленность госпрограммы «Нурлы жол» на реализацию крупнейшего транспортно-логистического и инфраструктурного проекта – создание трансконтинентального коридора «Западная Европа – Западный Китай», значительная часть которого пролегает по территории Казахстана. Общая протяженность коридора составляет 8,4 тыс. км, протяженность по территории Казахстана – 2,7 тыс. км.
«С 2016 года будет осуществлено перераспределение заемных средств, сложившихся за счет экономии при освоении займов по проектам Западная Европа – Западный Китай и Бейнеу – Актау – $763 млн на реализацию автодорожных проектов Курты – Бурубайтал, Узынагаш – Отар, Актобе – Макат, Жетыбай – Жанаозен с софинансированием из Национального фонда в сумме 4,6 млрд тенге в 2016 году», – сообщается на сайте Министерства по инвестициям и развитию РК (МИР РК).
Как отмечают авторы программы, реконструкция автомобильных дорог республиканского значения в рамках госпрограммы «Нурлы жол» объединит макрорегионы в единую целостную систему благодаря качественному автомобильному сообщению, что в свою очередь позволит сблизить и взаимно развивать макрорегионы и города-хабы.
«Эффект от реализации проектов будет достигнут за счет экономической выгоды от сокращения транспортных издержек в себестоимости продукции для каждого региона страны, связанных между собой по «лучевому» принципу, увеличения скорости межрегиональных перевозок и, сокращения потери времени в пути и эксплуатационных издержек пользователей дорог, а также снижения количества ДТП», – резюмируют авторы госпрограммы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.