Что последует за кадровыми перестановками?
Свои посты поменяли сразу несколько известных политических фигур и чиновниковЛюбые кадровые перестановки в Казахстане уже традиционно происходят в формате внутренних рокировок из ограниченного круга представителей политической элиты. С одной стороны, это связано с необходимостью наличия политического опыта и управленческих навыков, с другой – приток новых амбициозных управленцев мог бы существенно изменить динамику и эффективность работы государственного аппарата в целом. В этот раз свои посты поменяли сразу несколько известных политических фигур и чиновников.
Напомним, утро минувшего вторника началось с новости о том, что спикер Мажилиса Парламента Бактыкожа Измухамбетов был избран председателем центрального совета республиканского общественного объединения «Организация ветеранов». Бывший глава этой организации Омирзак Озганбаев покинул этот пост по собственному желанию.
Вслед за этим Центральная избирательная комиссия РК опубликовала постановление о том, что освободившийся мандат депутата мажилиса был передан Нурлану Нигматулину, который до этого возглавлял Администрацию Президента РК. А в среду он был вновь избран спикером мажилиса.
Новые должности получили также Адильбек Джаксыбеков и Асет Исекешев. Экс-аким Астаны возглавил Администрацию президента, а его место в кресле градоначальника столицы занял Асет Исекешев. Освободившуюся должность министра по инвестициям и развитию занял Женис Касымбек, до этого работавший первым заместителем министра в этом ведомстве.
Были ли произошедшие во вторник кадровые перестановки обусловлены текущей социально-политической ситуацией или это очередная рокировка? Эксперты дали свои прогнозы относительно возможных изменений, которые за ними последуют.
Мадина Нургалиева, к.п.н. руководитель Представительства КИСИ при Президенте РК в г. Алматы, считает, что перестановки в правительстве обусловлены текущей социально-политической ситуацией. «Ряд резонансных событий последних месяцев – митинги и протесты по земельным вопросам, теракты в Актобе и другие – наглядно продемонстрировали необходимость перестройки формата и качества работы ключевых структурных единиц правительства. Прежде всего, это касается работы Мажилиса Парламента и депутатского корпуса», – пояснила политолог.
Безусловно, считает она, кадровые изменения нацелены на усиление деятельности конкретных государственных институтов. Перемещение экс-руководителя Администрации президента Нурлана Нигматулина на позицию спикера Мажилиса Парламента нацелено на некий ребрендинг мажилиса, который в последний квартал существенно потерял в репутационном и имиджевом плане. Опыт Нурлана Нигматулина и его политическая «тяжеловесность» в этом плане выглядят очень востребовано.
Смена акима Астаны в определенном смысле является продолжением тенденции «омоложения» корпуса акимов. Асет Исекешев пополнил ряды перспективных акимов-новичков, в состав которых входят аким Алматы Бауыржан Байбек, аким Шымкента Габидулла Абдрахимов.
Расул Жумалы, политолог, с большим скептицизмом относится к различным кадровым решениям и пертурбациям, когда по кругу меняются одни и те же персоналии.
«Искать во всем этом какую-то закономерность – для меня больше представляется гаданием на кофейной гуще. Я пытаюсь воздерживаться от подобных умозаключений, которые больше относятся не к политологии, а к гаданию. В результате подобных бесконечных кадровых пертурбаций, как показывают последние годы, ничего путного и толкового никогда не было. Никакого серьезного прорыва среди тех или иных вопросов, реализации программ я лично никогда не видел. И нынешние назначения не являются исключением из правил. Это очередной случай, когда от перемены мест результат не меняется», – отметил политолог.
Последние 15-20 лет мы видим одни и те же лица, которые каждые год-два меняются местами. В этом плане ждать каких-либо позитивных сдвигов в работе правительства, в усилении того или иного блока не приходится, потому что все это известные люди с большим потенциалом, которые показали, на что они способны. Эти результаты какого-либо воодушевления не привносят, достаточно посмотреть на любую сферу деятельности правительства и мы получим довольно огорчающий ответ. Сейчас у нас нет ни одной сферы, в которой не было бы проблем. Везде огромный кризис, прежде всего, кадровый.
Сама система принятия решений, считает политолог, в Казахстане всегда была закрытая, безответственная. Мы не видим, чтобы кто-то из чиновников понес ответственность за провалы практически по всем направлениям деятельности, чтобы кто-то из них ушел в отставку.
Эдуард Полетаев, руководитель ОФ «Мир Евразии», прокомментировал назначение Нурлана Нигматулина, отметив, что быть спикером нижней палаты мажилиса – задача для эффективного политического менеджера: «Здесь недостаточно быть просто модератором, поскольку ответственное депутатство не должно превращаться в «говорильню». На столь важном посту нужен политический профессионал, человек, уверенный в себе, требовательный и в то же время принимающий взвешенные решения. В команде президента каждый игрок имеет свое амплуа. Нурлан Нигматулин занимает в ней особое место. Его девизом как руководителя является принцип «без сучка и задоринки». Работая в Карагандинской области, в партии «Нур Отан», в Администрации президента, Нурлан Нигматулин повышал КПД, зная, как эффективно коммуницировать с людьми и решать проблемы. Именно поэтому сейчас он направлен в мажилис. Тем более что, обладая опытом, рационализмом и политическим весом, он уже занимал должность председателя Мажилиса Парламента пятого созыва».
Политолог Ерлан Саиров считает, что избрание Нурлана Нигматулина спикером мажилиса обусловлено, с одной стороны, логикой момента, а с другой – его бэкграундом: «В связи с последними событиями, а именно резким ускорением общественно-политических процессов, ожидания от парламента значительно возрастают. К сожалению, последние события показали, что мажилис как институт государственной власти требует как кадрового, так и институционального усиления. Во-первых, от депутатов требуется более четкая, слаженная и профессиональная работа по реализации большого объема законотворческой работы, обозначенного главой государства. Во-вторых, необходимо корректировать проведение институциональных реформ с ожиданиями общества и народа и депутатам предстоит обсуждать целый ряд важных законопроектов, над которыми они должны работать с учетом опыта Земельного кодекса. В-третьих, для эффективной работы госаппарата парламенту крайне важно выстроить эффективное взаимодействие с правительством. В-четвертых, к работе парламентариев повысилось внимание и общественности. Депутаты нынешнего созыва еще не завершили первую сессию, а уже не раз попадали под критику. И этот негативный фон не самым лучшим образом сказывается на восприятии населением принимаемых законов. С учетом всех этих факторов президент посчитал, что никто лучше Нигматулина эти задачи не решит. Во всяком случае так можно трактовать смену спикера на Нигматулина, чье реноме – как справедливо сегодня отмечают многие мои коллеги – это результативность. Он доказал, что умеет организовывать работу в соответствии с поставленными целями, и самое главное – достигать их. На всех участках он выстраивал работу структур подобно механизму швейцарских часов – также точно и безотказно. Депутаты, думаю, тоже воспрянут от самого факта прихода Нурлана Нигматулина в парламент. Поэтому можно сказать, что президент сделал мажилисменам своеобразный подарок. Одним словом, работу мажилиса необходимо поднять до уровня ожиданий гражданского общества, повысить его эффективность и результативность как института власти».
Между тем, по исследованию «Капитал.kz» и агентства «Медиа-Систем», самым обсуждаемым в социальных сетях стало назначение спикером мажилиса Нурлана Нигматулина. На втором месте идет Асет Исекешев и его переход в акимат столицы. А вот его предшественник Адильбек Джаксыбеков на третьем месте по упоминаемости в соцсетях. Новый глава министерства по инвестициям и развитию Женис Касымбек занял четвертое место.
Более подробные данные по другим именам и содержание публикаций можно запросить в редакции делового еженедельника «Капитал.kz».