Права на учебники будут принадлежать государству
Ерлан Сагадиев в эксклюзивном интервью рассказал о реформах в системе образованияНа международный PR-форум в Алматы министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев приехал рассказать о том, как выстраиваются коммуникации в его ведомстве, но традиционно ему было адресовано много других вопросов. «Конечно, я же открытый министр», - сказал нам Ерлан Кенжегалиевич, когда в кулуарах форума мы попросили его эксклюзивно прокомментировать центру деловой информации Kapital.kz несколько вопросов.
- Сейчас выпускники казахстанских школ сдают ЕНТ, поэтому предлагаю нашу беседу начать именно с этого. Вчера в Алматы вы посетили несколько пунктов сдачи ЕНТ, как оцениваете обстановку?
- Могу сказать, что температура спала. И это не исключительно мое субъективное мнение, а мнение тех, кто проводил ЕНТ в прошлом и позапрошлом году. В этом году впервые ЕНТ можно пересдать. Повторная сдача будет предоставлена на платной основе тем, кто недобрал пороговый уровень. Это снимает определенный ажиотаж. Мы все вложили в один экзамен: и рейтинги, и «Алтын белгi», и выпускные, и вступительные, и гранты. Психологическая цена этого экзамена была слишком высока, поэтому вокруг него был большой ажиотаж.
Кроме этого, нововведением будет возможность для выпускников колледжей пересдать ЕНТ, после чего они могут быть зачислены в вузы на середину первого курса.
Мировая практика говорит о том, что надо предоставлять возможность пересдать экзамен, у молодых людей всегда должен быть второй шанс. За ЕНТ останется функция распределения государственных грантов, и минимум одна сдача ЕНТ будет предоставляться бесплатно всем гражданам Казахстана.
- Вы стали министром в период больших структурных реформ в системе образования, и вам предстоит финализировать работу по их внедрению. Это и переход на 12-летнее образование, и введение трехъязычия, перенос сроков летних каникул и введение пятидневки. Какие из этих вопросов решаются труднее всего?
- Есть вопросы, которые легче или труднее донести до населения, объяснить, рассказать, как это все будет делаться, и получить одобрение учительского сообщества, директоров школ, родителей, то есть всех, кто вовлечен в этот процесс. Мы же самая народная, всеобъемлющая отрасль, эти реформы задевают каждого, и мы это прекрасно понимаем. Сейчас мы проводим много социологических опросов, чтобы понять настроения в обществе, так вот, родители в большинстве своем понимают, что надо развиваться, двигаться, опираясь на то, что надо нашим детям. Это основная точка, от которой мы отталкиваемся.
Все вопросы важны, но самое важное на сегодняшний день – это обновленное содержание образования, будет меняться методика преподавания. С 1 сентября 2016 года планируется внедрение обновленного содержания образования во всех первых классах Казахстана.
С этого понедельника 70 тыс. казахстанских преподавателей начальной школы вышли на курсы и будут в течение двух или трех недель, в зависимости от курса, повышать квалификацию в 330 центрах. Обучение будет проводиться по специальным программам повышения квалификации, которые разработаны Центром педагогического мастерства АОО «НИШ» и акционерным обществом «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу». Профессионалы прекрасно понимают, зачем это им нужно. Про функциональную грамотность разговоры идут давно, многие страны ее внедрили, сейчас мы тоже к этому процессу подключаемся. За 4 года все нормализуем.
- А какие суммы выделяются на подготовку учителей?
- Могу только сказать, что эта сумма не меняется, мы регулярно на ежегодной основе выделяем средства для разных групп программ, для «Өрлеу», Назарбаев Интеллектуальных школ. У нас уже 52 тыс. преподавателей прошли обучение по долгосрочным курсам теории функциональной грамотности. Вообще 257 тысяч преподавателей прошли те или иные курсы за последние три года. Мы всегда занимались этим, вопрос только в том, чему учить. Сейчас обучаем новой программе.
- За более острыми вопросами как-то мало информации о системе электронного обучения e-Learning, на внедрение которой выделяются большие суммы. Как сейчас обстоит ситуация с этим проектом?
- Основная масса средств, 80%, это около 30 млрд тенге, была потрачена на подключение школ к интернету: на оборудование и оплату интернет-коммуникаций. К интернету подключено 1800 школ. И сейчас интернетом мы пользуемся на ежедневной основе. Были подготовлены цифровые образовательные ресурсы. Сейчас они есть в свободном доступе на сайте Казахтелекома, пока не запускались, но мы обязательно это сделаем.
Был разработаны электронный журнал, сам софт, но все это требует постоянного обновления. Как говорит Герман Греф, каждый год нужно вносить 2 млн изменений, иначе ты отстанешь от жизни. Вот эта софтверная часть долго стояла без изменений. Мы приняли решение дальше двигаться в рамках ГЧП. Очень много международных компаний, которые предлагают свои продукты бесплатно. Основная государственная задача – подключение школ к интернету, чтобы они всегда были на связи, плюс нам нужно приобретать цифровые образовательные ресурсы. Возможно, что-то разрабатывать самим, покупать лучшие мировые образцы и переводить их. Это станет дополнительной учебной программой, которая будет у преподавателя.
Надо технически оснащать школы, на это мы просим отдельные средства. Программа e-Learning поможет решить проблему малокомплектных школ. Конечно, не полностью, так как там надо еще повышать качество преподавания, отправлять молодежь в села, это все есть у нас в планах. Но обязательно надо дать цифровой образовательный контент в малокомплектные школы. Это ключ к успеху.
- Как замотивировать молодых учителей остаться в школах, не менять профессию в поисках лучших условий?
- Вы знаете, люди очень много говорят об этом, но мы должны понимать, что в нашем бурном и неспокойном мире школы являются крупнейшим и самым стабильным работодателем. Я бы не сказал, что эта профессия неперспективна, если мы придадим ей адекватный статус, уважение и соответствующее материальное обеспечение. Сами-то преподаватели понимают, что, возможно, лучше их работы ничего нет. Все думают, что кадры бегут из школ – могу вам сказать, что это не так. Я могу сказать, что скоро будет запущена программа TeachforKazakhstan. Сейчас мы совместно с «Болашаком» над ней работаем. Это будет мотивационная программа для выпускников не только педагогических, но и других вузов, и молодых преподавателей. Пока деталей рассказать не могу, но мы сейчас к ней очень серьезно готовимся.
И в целом, я думаю, отношение к преподавателям, после того как они пройдут курсы функциональной грамотности, будет внедрено трехъязычие, начнет меняться.
- И еще одна «больная» тема – качество казахстанских учебников. Кажется, первая волна возмущений теми критическими ошибками, которые там были, пошла на спад. Как министерство работает в этом направлении?
- Претензий будет все меньше. В этом году впервые введен базовый учебник. Последние годы у нас была такая тенденция: одна область учится по одному учебнику, другая - по другому. Сейчас мы сделали две очень принципиальные вещи. Первая – ввели единый базовый учебник в этом году для 1 классов по всей стране. Расширяется список дополнительной литературы, которой можно пользоваться учителям. Например, разрешаем учителям математики пользоваться авторскими учебниками Л.Г. Петерсон. Более того, мы попросили Людмилу Георгиевну в следующем году участвовать в группе по разработке учебников математики для 2, 5 и 7 классов, и вообще в дальнейшем. Потому что напрямую ее учебниками мы не можем пользоваться, они не совсем соответствуют нашей программе, но принять участие в разработке она согласилась. И, я думаю, наш учебник может стать лучшим на постсоветском пространстве.
Второе. Все авторы учебников и все издательства согласились добровольно передать права на них государству. Это тоже сделано впервые. Теперь будет создан корпус казахстанских базовых учебников, права на которые принадлежат государству.
- И последний вопрос. Чтобы снять все жалобы на так называемые поборы, в школах запретили создавать общественные фонды и спонсорские счета. Теперь директора школ настолько, откровенно говоря, запуганы, что запрещают родителям вообще все сборы, даже инициированные самими родителями. Можно ли этот вопрос решить в менее директивном порядке?
- Ответ простой: должны быть транспарентность и цивилизованность. Мы вводим открытую бухгалтерию, хотим связать все финансы системы в одну систему, чтобы мы видели каждую проводку. И не только мы, но и акиматы, и родительские комитеты. Это должно привести к цивилизованности в этом вопросе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.