Быть или не быть согласительной комиссии?
Что представляет собой согласительная комиссия?После принятия нового Трудового кодекса многие организации столкнулись с дилеммой – создавать или не создавать согласительную комиссию, что будет, если согласительной комиссии нет, как создать согласительную комиссию и т.д.
Что представляет собой согласительная комиссия? Это постоянно действующий орган, который создается в организации, ее филиалах и представительствах на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников. Согласительная комиссия призвана рассматривать индивидуальные трудовые споры в организациях.
Под индивидуальными трудовыми спорами понимаются претензии, выдвинутые конкретным работником в адрес работодателя, и наоборот. Трудовой кодекс также предусматривает понятие коллективных трудовых споров, которые представляют собой споры о требованиях коллектива работников по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, трудового и (или) коллективного договоров, актов работодателя. Такие споры рассматриваются в ином порядке, нежели индивидуальные трудовые споры, а также иным органом – примирительной комиссией, которая сходна с ранее существовавшей согласительной комиссией и не является постоянно действующим органом.
Термин «согласительная комиссия» совсем не нов в казахстанском законодательстве. Предыдущая версия Трудового кодекса, которая действовала до 1 января 2016 года, предусматривала создание согласительной комиссии. Главным отличием старой и новой редакции Трудового кодекса в отношении согласительной комиссии является то, что до 1 января 2016 года согласительная комиссия была органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров наравне с судами Республики Казахстан, т.е. стороны трудового договора по своему выбору могли обратиться за разрешением индивидуального трудового спора непосредственно в согласительную комиссия (при ее наличии) и (или) суд Республики Казахстан. Практика показывает, что большинство индивидуальных споров разрешались в судебном порядке и институт согласительной комиссии как таковой в Республике Казахстан не работал.
С принятием новой редакции Трудового кодекса все индивидуальные трудовые споры должны разрешаться в первую очередь согласительной комиссией, и только по неурегулированным вопросам либо при неисполнении решения согласительной комиссии – судами.
Таким образом, с введением нового Трудового кодекса согласительная комиссия стала обязательным органом для всех организаций Республики Казахстан. Однако существует ряд исключений. Так, организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства, не создают согласительных комиссий. Также индивидуальные споры руководителей исполнительного органа организаций рассматриваются только судами.
Что же будет в случае отсутствия согласительной комиссия в организации? В случае возникновения индивидуального трудового спора он не будет рассматриваться судами. При этом течение срока обращения по рассмотрению индивидуальных трудовых споров будет приостанавливаться до момента создания согласительной комиссии в такой организации.
Кроме того, Трудовым кодексом предусмотрена мера государственного контроля за соблюдением трудового законодательства Республики Казахстан, которая возложена на государственных инспекторов труда. Важно отметить, что такие государственные проверки будут проводиться без предварительного уведомления работодателя и не будут подлежать регистрации и учету. Как результат такой государственной проверки, в адрес организации будет вынесено предписание без возбуждения дела об административном правонарушении. Организация будет обязана не позднее десяти рабочих дней с момента получения предписания предоставить информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, т.е. при выявлении факта отсутствия согласительной комиссии будет необходимо ее создать и предоставить соответствующее подтверждение в государственные органы труда.
Что касается процедуры создания согласительной комиссии, то новая редакция Трудового кодекса отошла от строгого процедурного регламентирования. Трудовой кодекс лишь обозначает, что такие вопросы как количественный состав членов согласительной комиссии, порядок ее работы, содержание и порядок принятия решения согласительной комиссией, срок полномочий согласительной комиссии, вопрос о привлечении посредника устанавливаются в письменном соглашении между работодателем и представителями работников либо в коллективном договоре. Отметим, что предыдущая версия Трудового кодекса определяла процедуру образования согласительной комиссии. При создании согласительной комиссии можно воспользоваться ранее существовавшим подходом, поскольку он не противоречит новому Трудовому кодексу, либо разработать новый.
Сам процесс рассмотрения индивидуальных споров в целом остался прежним, за исключением некоторых положений. Так, сроки, в которые согласительная комиссия должна рассмотреть индивидуальный спор, увеличились с 7 календарных дней до 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, а сроки по спорам о восстановлении на работе – с одного месяца до трех месяцев со дня вручения копии акта работодателя о расторжении трудового договора.
Новшеством Трудового кодекса в отношении согласительной комиссии является обязанность проводить ежегодное обучение членов согласительной комиссии основам трудового законодательства Республики Казахстан, развивать умение сторон вести переговоры и достигать консенсуса в трудовых спорах. При этом под сторонами подразумеваются представители как работодателя, так и работников. Однако, пока неясно, должно ли такое обучение проводиться специализированным учебным заведением или может осуществляться организацией самостоятельно.
Поскольку согласительная комиссия определяется как постоянно действующий орган для всех организаций, за исключением тех, что относятся к субъектам малого предпринимательства, организациям необходимо уделить внимание приведению действующей практики в соответствие с нововведениями законодательства и задуматься о создании согласительной комиссии до наступления ситуации, когда ее отсутствие приведет к признанию действий организации неправомерными.
Асель Казбекова, менеджер департамента налогов и
права, «Делойт»