Снизят ли поправки в законодательство стоимость бензина?
Рынок топлива требует порядкаРынок нефтепродуктов, точнее автомобильного топлива, нуждается в переменах – об этом отраслевые эксперты говорят уже давно. В конце апреля президент страны подписал законодательные поправки, касающиеся производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов.
Когда в середине марта этого года поправки только рассматривались, Михаил Бортник, член комитета сената по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, говорил о том, что нефтебазы в Казахстане загружаются не более чем на 50%, как показал анализ. Из-за этого проблема: нефтепродукты негде хранить. Действовавшее законодательство не позволяло использовать базы на полную мощность: требование отдельного хранения топлива, принадлежащего разным владельцам, было жестким. Обновленный документ разрешает использовать одну емкость двум и более предпринимательским структурам.
«Мы вернулись к тому, что было. Раньше разрешалось нескольким владельцам наливать в одну емкость свое топливо, потом запретили», – комментирует Сергей Смирнов, эксперт в нефтегазовой сфере. Насколько поправка позволит удешевить топливо, по мнению эксперта, сложно сказать, – помимо того, что АИ-92 находится в свободном плавании, этот вопрос зависит от владельцев топлива.
Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономики МОН РК, д.э.н., профессор, оценивает эту поправку положительно. «Почему нельзя загрузить резервуарный парк? Почему устанавливались единоличные владельцы, которые никого не пускали? Государство вправе внести такое изменение, чтобы повысить эффективность оборота топлива, повысить эффективность импортной операции, если мы ввозим из России и создаем свои запасы», – говорит он. По словам аналитика, изменения соответствуют нынешней ситуации: до прошлого года, когда кризис немного сбавил обороты добычи и производства бензина, объем переработки постоянно рос, также увеличился импорт из России и Китая.
При этом вопрос, к которому, по мнению Олега Егорова, следует подойти с особой тщательностью: должно быть четкое разграничение при заполнении емкостей – топливо какого качества и в каких объемах в них попадает. «Всегда есть риск: в один резервуар с АИ-92 может попасть низкооктановый бензин с присадками», – поясняет эксперт.
Дело договорных отношений
Марат Малатаев, генеральный директор «Газпром нефть-Казахстан», считает, что поправки, касающиеся использования резервуарных парков, благотворно повлияют на расценки нефтебаз. Может произойти и определенное снижение стоимости самого топлива – возможно, месяца через два-три, таковы ожидания игроков рынка. Однако на сколько именно подешевеет топливо, прогнозировать сложно: нефтебаз, поясняет спикер, очень много, и у всех разные расценки.
Кроме того, стоимость хранения зависит от многих факторов. Например, от длительности нахождения топлива на базе. «В первый месяц берется определенный процент, он может варьироваться от 1,5% до 2,5% в среднем, второй месяц хранения – снижение, это может быть, допустим, 0,5% или 1%», – приводит цифры собеседник. Также роль играет регион республики: на севере, например, услуги баз чуть дороже, чем на юге. По всей видимости, дело в предложении со стороны нефтебаз, на юге их больше.
Для того чтобы обеспечивать свои станции, «Газпром нефть-Казахстан» использует в зависимости от сезона на постоянной основе от 10 до 15 нефтебаз, поделился информацией генеральный директор компании.
Марат Малатаев поясняет: в обновленном законе нет жестких требований заполнения нефтебаз и резервуаров на 100%. «Это право владельца нефтебазы. Он может заполнять на 50%, на 100%. Но, скорее всего, чтобы больше заработать, он будет стараться больше заполнять резервуары», – поясняет спикер.
Возникнут ли серьезные проблемы, если топливо, имеющее разных собственников, то есть, вероятнее всего, разное по качеству, будет храниться в едином резервуаре? Руководитель казахстанской «дочки» «Газпром нефти» высказывает такую точку зрения: «Если Иванов завозит, например, с павлодарского завода, и Сидоров берет продукт там же, то, наверное, нет проблем с хранением в одном резервуаре. Другое дело, если речь идет о разных производителях – проблема действительно возникает, в таком случае продукцию лучше хранить в разных емкостях». Загружать топливо в «собственную» емкость или совместно с другими пользователями – это дело договорных отношений собственника топлива и нефтебазы, добавляет спикер.
О посредниках и импортерах
Одна из поправок, внесенных в законодательство о нефтепродуктах, касается посредников на рынке топлива, и эти поправки, по словам сенатора Михаила Бортника, позволят четко определить звенья нефтепереработки от переработчиков до АЗС.
Как считает Олег Егоров, давно пора навести порядок в движении нефтепродуктов от завода до потребителя. «Сегодня на пути горючего от завода до потребителя образовалось слишком много промежуточных звеньев, каждый участник, даже не имея никакого отношения к нефтяной отрасли, не обладая никакими мощностями – трубой, автомобилями и пр., только имея документацию, – заранее «застолбил» себе место на пути движения горючего. Такие посредники «живут спокойно», ничего не делая ни для добычи, ни для переработки», – говорит эксперт. Ликвидация этих звеньев приведет к положительному результату – «можно будет говорить о правильном экономическом расчете цены на топливо».
В чем суть изменения, касающегося импортеров, Марат Малатаев поясняет на примере компании, которую возглавляет: «Раньше мы, как импортер, имели право продавать завезенное топливо только розничным покупателям, допустим, другой сетке. Продажа оптовым покупателям была запрещена, чтобы они не могли продавать его дальше. Сейчас же мы получили право продавать и на оптовом рынке».
Спикер считает правильным то, что ограничение сняли: собственник топлива должен обладать свободой продавать его кому угодно на рынке – и оптовикам, и ретейлерам. Вместе с тем требование сохраняется в отношении оптовиков, которые приобретают топливо у импортеров: они не имеют права перепродавать его оптовым покупателям, только в розничную сеть.
Поправка, по мнению Марата Малатаева, на стоимость топлива не повлияет.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.