Согласны ли пользователи соцсетей с реформами образования?
Результаты замера общественного мненияНаиболее громкие инициативы последнего времени в системе среднего образования Казахстана – введение трехъязычного образования, сокращение учебной недели и продление учебного года – вызвали негативную реакцию в социальных медиа. Пользователи не считают весомыми аргументы профильного министерства о необходимости этих реформ. Более того, зачастую доводы и попытки разъяснения вызывают обратный эффект.
Таковы основные выводы исследования, проведенного Министерством образования и науки РК, агентством «Медиа-Систем» и деловым еженедельником «Капитал.kz», по поводу того, как пользователи социальных медиа реагируют на новости о реформах образования в Казахстане.
Анализировались сообщения, в которых упоминается министерство образования и науки – его деятельность в свете объявленных реформ. За прошедший месяц (14 апреля – 16 мая) изучено более 12 тыс. сообщений. В результате составлен рейтинг новостей, связанных с реформами системы образования, упоминания оценены с точки зрения согласия или несогласия пользователей с предлагаемыми реформами. Публикации пользователей, выражающих согласие, помечены положительной тональностью, публикации пользователей, выражающих несогласие с решением, – негативной тональностью. Все новостные сообщения, репосты новостей, сообщения, которые не содержат личные мнения авторов или отношения к новостям, отмечены нейтральной тональностью (можно понимать как позитивные).
Переход на трехъязычное обучение вызвал наибольший резонанс у общественности и наибольшее количество негативных отзывов: 2033 упоминания, из них 15,6% негативных. Сомнения пользователей соцсетей в отношении данной реформы в основном связаны с неподготовленностью учителей. Часть пользователей озабочена тем, что упор делается в большей степени на освоение английского языка, а проблема освоения казахского языка еще не решена. Такой дисбаланс многих беспокоит.
Продление учебного года за счет нескольких недель июня также вызвало большой резонанс: 641 упоминание, из них 3,4% негативных. Основные аргументы «против» включают в себя психологические и климатические аспекты. В частности, пользователи ссылаются на расслабленность детей и неспособность сосредоточиться в период с мая по сентябрь. А климатические условия юга и запада Казахстана – летняя жара – могут привести к проблемам со здоровьем у детей либо к дополнительным поборам с родителей на приобретение кондиционеров.
Определенное беспокойство вызвали планы министра образования и науки, связанные с сокращением учебной недели: 345 упоминаний, из них 7,2% негативных. В большей степени это связано с планами удлинить учебный год. Пользователи посчитали, что из-за введения пятидневки учебное время сократится на 33 дня (33 субботы), а продлен учебный год будет на меньшее количество дней. Для младших классов всего две учебные недели. Это означает сокращение часов, выделенных на каждый предмет, а, следовательно, снижение качества обучения, считают пользователи.
Много сомнений высказывается по поводу возможности переобучения учителей, их текущего уровня квалификации, качества подготовки педагогов в казахстанских вузах и адекватности уровня заработных плат учителей, способных преподавать на английском.
Также прослеживается одна общая претензия к министерству образования и науки: процесс разработки образовательных реформ – закрытый, без вовлечения экспертов, учителей и общественности. Несмотря на большое количество прошедших в исследованный период телеэфиров с участием министра образования и науки, аргументы министерства не восприняты обществом и часто вызывают обратный эффект. Успешное внедрение реформ в системе НИШ (Назарбаев Интеллектуальные школы) не принимаются как аргумент в силу того, что там собраны лучшие ученики с развитым логическим мышлением.
Пользователи отмечают также, что казахстанская педагогическая наука не создала эффективные учебники: неспособность ее к этому доказана за 25 лет независимости.
Деловой еженедельник «Капитал.kz» продолжит информировать читателей о том, как исполняются реформы в системе образования, как инициативы министерства воспринимаются и оцениваются гражданами и учитывается ли при этом мнение общественности.