Всемирный банк высоко оценил реформу в сфере госзакупок РК

Среди новелл – 100-процентный электронный формат и 3-дневный срок на заключение договоров

В настоящее время план государственных закупок составляет порядка 2,5 триллиона тенге, или 9 миллиардов долларов США. При этом сейчас уполномоченный орган в сфере госзакупок активно использует норму по автоматическому включению в реестр недобросовестных участников госзакупок (черный список) поставщиков в течение трех рабочих дней с момента признания их победителями уклонившихся от заключения договоров. Эта норма дала возможность дисциплинировать поставщиков и избежать массовых уклонений от заключения договоров по госзакупкам. К тому же сейчас прорабатывается вопрос об обязательной сертификации государственных закупщиков, а также централизованной системе закупок объектами образования и здравоохранения. Об этом сегодня в Астане в рамках форума по закупкам, организованного Министерством финансов РК совместно со Всемирным банком рассказал директор департамента законодательства государственных закупок Минфина РК Сабит Ахметов, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.

Так, по его словам, с внедрением полной автоматизации процесса госзакупок в Казахстане внедрен камеральный контроль: им охвачено 100% конкурсов. Если в 2015 году за этот период в нашей стране было подвержено контролю свыше 1 тысячи конкурсов, то в 2016 году данный показатель увеличился до 60 тысяч конкурсов. Причем нарушений по сравнению с тем периодом выявлено в 49 раз больше. Одним из преимуществ камерального контроля является то, что такой контроль осуществляется без выхода на объект контроля, с использованием информационных технологий. К тому же дистанционный контроль позволил сэкономить 44,5 млн тенге, притом что количество конкурсов в разы превышает прошлогодний контроль.

Главное системное преимущество, которого удалось добиться, заключается в том, что нарушения выявляются на ранней стадии.

«Министерством финансов прорабатывается стратегия устойчивого развития системы профессионализации закупок. Это подготовка академических учебных программ с тестовой системой проверки знаний и навыков, внедрение обязательной системы сертификации специалистов по госзакупкам. Это тесная работа с международными институтами по изучению передового опыта, расширение онлайн-учебных программ Центра электронной коммерции. Учитывая то, что все процедуры проводятся в электронном формате, многие вопросы связаны именно с техническими вопросами. И именно в этой связи мы планируем усилить роль Центра электронной коммерции в части обучения всех участвующих в закупках», - заявил Сабит Ахметов.

По словам представителя Минфина, ожидается вовлечение высших учебных заведений в процесс подготовки квалифицированных специалистов по госзакупкам.

«Мы планируем рассмотреть вопрос внедрения дисциплины, специальности в вузах именно в части обучения государственных закупщиков», - подчеркнул он.

Как сообщил спикер, в новом законе предусмотрена деятельность единых закупочных организаций, создаваемых на всех уровнях госуправления. На сегодняшний день в Казахстане есть единый организатор на республиканском, областном и районном уровне. Эти организации состоят только из квалифицированных специалистов, имеющих опыт в закупочной деятельности. Единые организации показали свою эффективность, однако их деятельность ограничена определенным перечнем товаров, работ и услуг.

«Для определения причин непрофессионализма работников закупочных организаций проведен соответствующий анализ. Из 19 тысяч закупочных организаций более 50% - это организации образования. В основном это детские сады, школы, интернаты. Следующими идут административные государственные учреждения. Третьими идут объекты здравоохранения, а также социальные службы и прочие закупочные организации.

Наибольшее количество организаций образования представляют собой средние школы, а в школах нет отдельных структурных подразделений, осуществляющих закупочную деятельность», - пояснил Сабит Ахметов.

Таким образом, по мнению главы отраслевого департамента Минфина, закупками занимаются учителя и врачи, которые поглощены несвойственными им функциями. В этой связи, учитывая, что в нашей республике есть правовая основа деятельности единых закупочных организаций, в которых сконцентрированы профессиональные закупщики, Минфин предлагает рассмотреть вопрос централизации закупок в сфере образования и здравоохранения. Тем самым освободив их от несвойственных функций, проводя все закупки для этих организаций только через единых организаторов, что позволит повысить профессионализм и не допускать нарушений в сфере госзакупа.

Г-н Ахметов также добавил, что тема профессионализации госзакупок в Казахстане чрезвычайно актуальна. На сегодня у нас нет обязательной сертификации, и, изучив международный опыт, министерство финансов собирается рассмотреть возможность внедрения обязательной сертификации закупщиков. Один из вариантов сертификации будет состоять в аккредитации организаций образования с наличием компетентных специалистов для обучения казахстанских госслужащих.

В свою очередь, говоря о возможности участия иностранных компаний в государственных закупках, которые проводятся в Казахстане, Сабит Ахметов констатировал, что никаких коренных изменений в этом сегменте не произошло. Иностранные компании, желающие поучаствовать в казахстанском госзакупе, должны зарегистрироваться в РК, получить электронную цифровую подпись и открыть счет в казахстанском банке. Однако некоторые международные эксперты полагают, что эти требования являются определенным барьером для участия иностранных компаний в госзакупках на территории Казахстана. Так или иначе, но динамика участия иностранных компаний «до» и «после» принятия нового закона о госзакупках практически не изменилась.

В то же время новый закон благотворно сказался на добросовестности и предсказуемости многих поставщиков товаров и услуг. Теперь их автоматическое включение в черный список по факту уклонения от заключения договоров спустя три рабочих дня после победы в государственном тендере дисциплинировало их в том плане, что они либо выполняют взятые на себя обязательства, либо заранее просчитывают риски и не участвуют в конкурсах.

«Многие, сидя дома, не зная актуальных цен на рынке, выставляют цены, которые с учетом девальвационного давления и нестабильности на рынке резко изменяются, и в итоге, когда они становятся победителями, на рынке возникает уже другая стоимость. Товар становится намного дороже. В этом случае, чтобы не идти на убытки, некоторые поставщики просто уклонялись от заключения договоров. Раньше по таким уклонениям закупающая организация за срыв договора должна была обратиться в суд с иском о признании поставщика недобросовестным. Процесс мог длиться до года. Но, учитывая, что сейчас мы работаем исключительно в электронном формате договоров, то у нас как на ладони все видно: кто стал победителем и когда ему отправили договор. И если он в течение трех рабочих дней не подписывает его, то на четвертый день он автоматически включается в черный список. Да, это решение можно обжаловать в суде, но пока у нас таких прецедентов не было, так как предприниматели, уклонившиеся от заключения договоров, прекрасно понимают справедливость включения их в черный список», - прокомментировал представитель Минфина ситуацию с новым трехдневным сроком для заключения договоров по госзакупкам.

Также было отмечено, что международное эксперты дали высокую оценку новому казахстанскому порталу госзакупок. Ведь теперь 100% всей документации в сфере государственных закупок переведено в электронный формат. Как резюмировали в Минфине, это очень высокий показатель, так как даже в развитых европейских странах уровень электронных закупок зачастую не превышает 10%.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤