Жандос Мураталиев: До ЦОНов техника уже дошла! А наши водители никак не привыкнут
Все услуги для автолюбителей упростили и ускорилиСовсем недавно заместитель министра внутренних дел Казахстана Ерлан Тургумбаев стал главным ньюсмейкером новостных лент. Замглавы МВД республики сделал несколько заявлений о том, что теперь оплачивать штрафы за нарушение ПДД можно в ЦОНах, там же получить и заменить водительские удостоверения, и еще одна новость – казахстанцам теперь совсем не обязательно учиться в автошколах, для того чтобы получить права. В интервью с заместителем начальника Управления административной полиции ДВД г. Алматы Жандосом Мураталиевым корреспондент центра деловой информации Kapital.kz выяснил, что новшества эти для Алматы и еще ряда крупных городов республики уже и не новшества давно. Тогда какие результаты демонстрирует сегодня эта система – сотрудничество с Центрами обслуживания населения - и как в целом обстоят дела на алматинских дорогах?
- Жандос Дуйсебаевич, давайте сразу поймем, что из сказанного господином Тургумбаевым является новостью для Алматы, а что нет? Например, информация о том, что штрафы теперь можно оплачивать в ЦОНах?
- Эта работа продолжается уже с момента открытия ЦОНов, можно сказать. Еще будучи начальником департамента внутренних дел г. Алматы, Ерлан Заманбекович активно продвигал эту идею, чтобы в районных ЦОНах, где выдаются те же паспорта и удостоверения личности, сидели сотрудники полиции и занимались бы взысканием этих штрафов. Сейчас эта работа продолжается. Уверен, что Ерлан Заманбекович просто хотел донести до всего населения Казахстана, что все граждане могут пользоваться услугами ЦОНов.
Сейчас, сколько ни говори, люди до сих пор спрашивают: как можно оплатить штрафы, где и так далее. Вопрос неинформированности. Так вот, для сведения наших автовладельцев, которые нарушают ПДД и хотят оплатить штраф: да, действительно, они могут оплатить эти штрафы во всех ЦОНах, а также через портал электронного правительства, через кассовые аппараты и в обычных кассах банков второго уровня. В настоящее время 12 банков интегрированы в эту систему. Если вы там оплатили штраф, не надо с этой квитанцией бежать в управление административной полиции и доказывать, что вы оплатили штраф. Он снимается автоматически.
- С введением этой практики стало ли легче вам, административной полиции? Все-таки ЦОНы взяли на себя большую ответственность.
- Мы все это сделали, для того чтобы в первую очередь упростить процедуру для водителя. Чтобы он не ездил в ГАИ, в управление административной полиции, не стоял там у окошка, не предъявлял эти квитанции. Конечно, нагрузка на дорожную полицию стала значительно меньше. Но при этом количество нарушений правил дорожного движения не уменьшается. Как показывает статистика, наоборот, идет увеличение, растет количество автотранспорта. Все больше перекрестков оборудуются видеокамерами, и поэтому, чтобы улучшить этот процесс и исключить волокиту, бюрократизм, были введены эти новшества.
- А как быть с теми, кто не согласен со штрафами? Могут ли они прийти в ЦОН и уже там озвучивать свое недовольство?
- Нет. Мы, как государственный орган, накладывающий штрафы, во всех случаях такие моменты рассматриваем сами. То есть человек сначала обращается к нам со своей претензией - такие-то сотрудники административной полиции выписали штраф, или пришел фотоотчет о нарушении и я с этим не согласен. Далее он обращается к руководящему составу, мы проводим служебную проверку, и если доказывается, что в действиях наших сотрудников нет вины, то водитель обязан оплатить штраф. Если же он и здесь не согласен, тогда уже обращается в суд или прокуратуру.
- Вот еще одно заявление Ерлана Тургумбаева. Он также сообщил, что для предоставления гражданам в ЦОНах полной информации о штрафах за правонарушения в сфере общественной и дорожной безопасности в этом году будут проведены работы по интеграции систем фото-, видеофиксации с информационной системой «Контроль» КАП МВД с предоставлением доступа работникам ЦОН. Что предполагает эта работа?
- Да, эта программа у нас уже давно имеется, все уже интегрировано, и фото-, и видеофиксация. Все, о чем пишут в протоколах, у нас в республиканском режиме работает. То есть вы, к примеру, в Алматы нарушили, поедете в Костанай, у вас выплывет информация, что вы нарушили ПДД в Алматы. Все интегрировано и работает, одним словом. Здесь больше имеется в виду то, чтобы у сотрудников ЦОНа, когда принимают документы, они ведь гражданские люди, чтобы был доступ к просмотру – оплачен штраф или нет. Это нужно, для того чтобы упростить процесс, чтобы водитель не бежал к сотруднику полиции с просьбой проверить, есть ли у него штраф. Теперь это также могут сделать сотрудники ЦОНа.
- А что касается камер, сколько их сегодня и планируете ли увеличить их количество на дорожных перекрестках?
- В настоящее время у нас установлено 105 постов фото- и видеофиксации, 615 видеокамер. Только за прошлый год они у нас выявили более 300 тысяч нарушений. Увеличение количества камер планируется. У нас уже согласован проект на 2017-2018 годы о том, что в Алматы появится еще 150 постов видеокамер.
- Скажите, а как часто бывают в вашей практике случаи, когда камера фиксирует нарушение, которого, как выясняется впоследствии, не было?
- У техники, конечно, бывают сбои. Бывает, что электричество отключили на светофорном объекте, а водители едут. Тут внезапно дали электричество, и камера фиксирует водителя на «красном». Да, такое бывает, и мы каждый такой факт рассматриваем индивидуально. Водители приходят сами и объясняют – вот, в данном случае не работал светофор или регулировал сотрудник административной дорожной патрульной полиции, который, в зависимости от оперативной обстановки, прогонял транспорт по определенной улице, но светофор при этом работал в режиме. В таких случаях мы рассмотрение прекращаем. Каждый гражданин может прийти и сказать: я с этим нарушением не согласен. Мы включаем компьютер, просматриваем, все это в действии изучаем, запись имеется, она сохраняется на протяжении месяца. Повторюсь, каждый может прийти и доказать свою невиновность.
- А как вы прокомментируете такую цитату заместителя главы МВД: «Все эти меры позволят исключить бюрократические барьеры и сократить время предоставления услуг». Вы согласны с ним, я о бюрократии в первую очередь?
- Конечно. Все это для того и нужно. Бюрократии как таковой нет, но неинформированность нашего населения приводит к ее появлениям. Вся система, о которой мы говорим с вами, работает уже два-три года, электронное правительство с 2012 года работает, но никто не хочет этим пользоваться. Обязательно нужно по старой привычке приехать, потрогать бумажку, сходить в кассу, отстоять там очередь, потом прийти к окошку с просьбой закрыть штраф, хотя этого штрафа уже давно в базе нет.
- Жандос Дуйсебаевич, давайте поговорим о выдаче и замене водительского удостоверения в ЦОНах. Как думаете, насколько этот процесс прозрачен там, в Центрах обслуживании населения?
- В ЦОНах с 2013 года ведется выдача водительских удостоверений. Как вы знаете, пока такая работа проводится только в Астане, Алматы, Костанае, Караганде, Павлодаре. Сейчас речь идет о том, чтобы охватить всю республику, все регионы, чтобы любой гражданин мог поменять свои права не только в регистрационно-экзаменационных пунктах, но и в ЦОНах. Там также сидят наши сотрудники, которые принимают экзамены, смотрят, как проходят практические, теоретические экзамены, проверяют любого гражданина на совершение каких-либо нарушений, розыск и так далее. После этого передают сотрудникам ЦОНа, и те уже выдают водительское удостоверение. То есть, повторюсь, в ЦОНах сидят наши сотрудники.
- Если на конкретном примере: я нуждаюсь в водительском удостоверении, какие действия я должна предпринять пошагово, с учетом новых возможностей ЦОНов?
- Вы можете записаться в любую автошколу по месту жительства или просто, которая вам удобна по каким-либо причинам, выбрать время, которое вам удобно, отучиться на ту категорию, которую вы хотите: А, В, С, Д. На первом этапе это категория В. Здесь обучение идет от 2 до 3 месяцев. Проходите обучение, получаете свидетельство об окончании курсов, после этого приходите в ЦОН, проходите медкомиссию на предмет того, что вы можете управлять автотранспортом и что у вас состояние здоровья соответствующее, справку формы 083 получаете, далее идете на теоретический экзамен. Мы всю эту систему с сотрудниками ЦОНов уже отработали. Для того чтобы люди не ходили в наркодиспансер на улице Макатаева, в психдиспансер на улице Каблукова за нужными справками, теперь в ЦОНах сидят врачи. База интегрирована, они смотрят, что вы не состоите на учете, зрение нормальное, здоровье нормальное, получаете допуск к нужной категории и идете сдавать теоретический экзамен. После него идете на практический экзамен. Все это на территории ЦОНа.
- Отлично, спасибо за полезную информацию. Вот еще один информационный тренд, как говорится, «по вашу душу»: казахстанцы смогут получать водительские права, не проходя обучение в автошколах. Как здесь будет работать система?
- Человек, который хочет получить водительское удостоверение, сам изучает правила дорожного движения. Можно посмотреть в интернете, получить вопросы, узнать, какие требования, какие тесты обычно задают на экзаменах. После того как он все изучит и почувствует, что готов сдать экзамен, приходит, обязательно с медицинской справкой, проходит теоретическую часть и идет на практическую. Сейчас этот проект разрабатывается и будет согласовываться с другими органами. После согласования выйдет приказ министра внутренних дел, и уже потом мы начнем действовать.
- Сейчас также прорабатывается вопрос об исключении из закона о дорожном движении нормы, которая обязывает граждан по истечении срока действия его водительского удостоверения сдавать экзамен для его замены. То есть, если у меня вышел срок действия, мне достаточно прийти и просто поменять документ, правильно?
- Да, но также обязательными остаются медицинская справка, квитанция об уплате за выдачу водительского удостоверения. При этом каждый гражданин должен сам следить за своими сроками, не упускать, не относиться халатно к своим документам. Он должен своевременно или до истечения срока прийти и поменять. Сейчас, пока проект приказа рассматривается, если у водителя вышел срок действия документа, он обязательно сдает экзамен на теоретические и практические навыки.
- Если говорить о других новшествах профильного закона, на ваш взгляд, какие из них наиболее значимые?
- У нас сейчас все законы новые - закон «О дорожном движении» принят в 2014 году, вступил в силу с 1 января 2015 года, новый Административный кодекс - с 1 января 2015 года. В нем, кстати, очень много полезных, на мой взгляд, изменений. Например, если человек приходит в течение семи дней после совершения нарушения оплатить штраф, ему предоставляется скидка в 50%. Это очень хорошее и большое новшество. Конкретизирована давность штрафов. Если в предыдущих Административных кодексах не было сроков, то в новый кодекс внесли - статья 890. Что здесь имеется в виду? Ко мне сейчас многие обращаются с заявлением в формате «прошу прекратить». То есть эти люди ждут, когда пройдет год, и думают, что раз время прошло, можно не платить. Нет. В течение 30 дней водителю разрешается добровольно оплатить штраф. Потом в течение 10 дней постановление вступает в законную силу, и уже через 40 дней, после того как был наложен штраф, мы направляем документы судебным исполнителям, которые возбуждают производство, и с этого момента уже никаких сроков нет, уже не наша компетенция взыскивать штраф. Люди, которые думают, вот, сейчас мы год прождем, и все, они ошибаются. Дело прекращается, если в течение года мы не сдали судоисполнителям, не приняли какие-то меры, для того чтобы взыскать этот штраф.
- Такое возможно, чтобы вы не предприняли никаких мер в отношении должника?
- Закон вступил в силу с 1 января 2015 года, и до настоящего времени пока таких фактов не было.
- То есть если человек ждет год и не оплачивает штрафы, он может быть уверен в том, что его дело вскоре будет рассматриваться в суде?
- Сто процентов - да. Даже если он житель другой области, другого региона. Если он заехал в Алматы, нарушил и уехал, надеясь, что к нему штраф не придет, это неправильно. Штраф придет по месту регистрации транспортного средства.
- А снижение размеров штрафов в ближайшее время не планируется?
- В прошлом году рассматривали возможное снижение штрафов, но Парламент республики не поддержал, и все осталось на своем уровне.
- Как в целом со статистикой дела по нарушениям ПДД на сегодняшний день?
- Каждый год почти одинаковые цифры с небольшим увеличением. Например, если в прошлом году было 290 тысяч зафиксировано, в этом году уже 300 тысяч. Пять лет назад было 250 тысяч, получается, ежегодно прирост по 10 тысяч нарушений.
- Увеличение количества камер никак не сказывается на этих показателях?
- Камеры помогли нам снизить число дорожно-транспортных происшествий. На тех участках, где установлены видеокамеры, у нас количество ДТП сократилось на 30-40%. Они также позволяют при совершении уголовных правонарушений быстрее идти по следам преступника, задержать его, выявить само нарушение.
- Жандос Дуйсебаевич, как вы думаете, те условия, которые созданы для автовладельцев сегодня, не слишком ли комфортные? Получается, уже совсем ничего делать не нужно, только кликай на кнопки сайта электронного правительства?
- Это не вольготность, это доступность наших услуг. Мы делаем это, для того чтобы человек, не выходя из дома, мог оплатить штраф. Это сегодня совсем не редкость! Сейчас можно любой товар домой заказать, купить авиабилет за домашним компьютером, сидя в одном городе, сделать так, чтобы тебе принесли чашку кофе завтра в другом городе. Мы хотим разъяснить людям простую вещь – нужно, чтобы они своевременно оплачивали свои штрафы. Не ждали, когда к ним придут судебные исполнители, потому что те плюс к тому штрафу, который составлял 10 тысяч тенге, еще 25% дополнительно будут требовать за свои услуги.
- Спасибо за сведения, за интересную беседу, успехов!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.