Консалтинг в кризис

Подспорье или непозволительная роскошь для бизнеса?

О том, что кризис – время затянуть пояса и отказаться от излишеств, жителям нашей страны регулярно напоминают именитые эксперты, политики и экономисты. Семейным предлагают пересмотреть бюджет и отказаться от некоторых статей расходов, например, путешествий, студентам – подыскивать новые источники заработка и останавливаться на более скромных вузах, бизнесменам – оптимизировать свои предприятия и также отказаться от лишних трат, например, от услуг консалтинга… Но это большая ошибка. Не всегда то, что на первый взгляд не несет в себе видимую пользу, на самом деле так уж и бесполезно. И консалтинг – яркое тому подтверждение.

Федерация ассоциаций консультантов по менеджменту Евросоюза выделяет 8 основных групп по консалтингу. Это общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационные технологии и специализированные услуги. Каждая из этих категорий составляет от 10 до 20 подразделов, и по каждому из них работает отдельный консультант.

«Консультанты-управленцы, к примеру, помогают предприятию правильным образом построить бизнес-процесс. То есть процесс прохождения команды от высшего руководства до последнего, самого низшего звена и проследить результаты выполнения, оптимизировать и увеличить таким образом эффективность управления непосредственно структуры. Инвестиционная деятельность связана с новыми проектами, которые предприниматели внедряют на том рынке, где они хотят развиваться. То есть, бесспорно, инвестиционная деятельность – это интегральный вид деятельности, который включает в себя и управленческий, и финансовый консалтинг, и экономический маркетинг. У каждой консалтинговой компании есть маркетологи, финансисты, экономисты, технологи, которые могут просмотреть все аспекты того или иного инвестиционного проекта, который будет реализован в ближайшее время», – объясняет директор по развитию ТОО «BT Consulting», сертифицированный консультант по менеджменту Владимир Колченко.

В числе прочих видов консалтинга, пользующихся сегодня особенной популярностью, – оптимизация управления, функционирования компании. Консультирование в сфере прогнозирования рынков сбыта также весьма актуально в нынешних экономических условиях. Словом, консалтинговым компаниям сейчас есть что предложить бизнесменам, переживающим кризис в своем развитии.

«Если речь идет о финансовой деятельности, то это проекты по оптимизации, наверное, самые необходимые в секторе МСБ, особенно когда они перерастают определенный уровень. Очень востребованы консалтинговые проекты по автоматизации финансового учета, стратегическое планирование, разработка стратегии развития, которая может быть составлена вместе с консультантом на три года или на пять лет», – делится знаниями менеджер по Казахстану группы финансирования и развития МСБ ЕБРР в Казахстане Алма Касымова.

Крупные консалтинговые компании предлагают предпринимателям воспользоваться услугами их консультантов и обеспечить своему бизнесу новый этап развития. И вот здесь скептики иронизируют – о каком развитии можно говорить сейчас, когда малый и средний бизнес занимается без преувеличения выживанием? Как оказалось, именно сейчас и нужен консалтинг. Именно сейчас, когда у растерянных бизнесменов, как им кажется, есть только один выход – банкротство, и будет полезной каждая консультация.

«Предприниматели обращаются к нам постоянно. И услуги, в которых они нуждаются, являются прямым отражением экономической ситуации в стране. То есть когда происходят какие-то катаклизмы, мы видим, что меняются и запросы, определенные услуги становятся более востребованными. Например, сейчас мы видим, что очень востребованы кадровый, кризисный менеджмент, кадровые реконструкции в условиях кризиса. Консультанты сейчас реагируют на изменения казахстанского законодательства», – рассказала Алма Касымова.

Консалтинговые компании сегодня весьма успешно работают с теми предпринимателями, которые осознали одну простую истину: кризис – это возможность для развития.

«В период, когда тенговые доходы остались стабильными, а выручка, естественно, упала, у предприятия есть роскошная возможность подумать об издержках, подумать о том, что они всегда оставляли «на потом», то есть перейти от развития, собственно говоря, к оптимизации деятельности. И вот поэтому такие разделы консалтинга, как кайдзен, бережливее производство, тот же самый энергоменеджмент в разделе энергоэффективности, сейчас являются просто абсолютными хитами. И плюс еще кадровые вопросы. Любой предприниматель видит, что если придет правильный менеджер и наладит ему нормальную работу, он добьется всех поставленных задач и выведет бизнес в ту зону прибыльности, о которой мечтают все предприниматели», – озвучил свой опыт работы в кризис Владимир Колченко.

По словам Алмы Касымовой, успешный выход предприятия из кризисной зоны зависит от руководителя – или он решает отсидеться, или тратит время эффективно, в данном случае на консультирование по нужным отраслям.

Обращаться к услугам консалтинговых компаний эксперты рекомендуют, как только появятся первые симптомы того, что это нужно. А именно: если предприниматель начинает чувствовать дискомфорт в какой-либо сфере – будь то получение меньшей прибыльности, появление на рынке новых сильных конкурентов, элементарно, нехватка знаний для продвижения того или иного проекта. Объясняя это, участники консалтингового рынка напоминают: как только вы обнаружили у себя тот или иной признак недомогания, в срочном порядке обращайтесь за профессиональной помощью.

У Европейского банка реконструкции и развития, кстати, есть хорошая возможность проанализировать отраслевую составляющую предприятий, которые чаще всего обращаются за услугами консалтинга. Банк в настоящее время реализует программу, предусматривающую софинансирование стоимости консалтинга, когда предпринимателю выдается безвозмездный грант для возмещения затрат на консалтинг. Очень много лет программу финансировало правительство Японии, с 2013 года донором стало казахстанское правительство в лице министерства национальной экономики. В рамках данной программы охвачены 14 приоритетных отраслей, с которыми ЕБРР особенно активно работает.

«Больше всего к нам обращаются предприятия пищевой промышленности, очень много предприятий из сферы услуг, совсем небольшой процент крестьянских хозяйств, строительные компании, транспорт и логистика. Кроме того, здесь есть четкое географическое разграничение. В каждом из 16 регионов Казахстана совсем разная картина в зависимости от инвесторов, от приближенности к России, к Китаю, то есть там разный консалтинг востребован по-разному», – говорит Алма Касымова.

При этом эксперты и участники рынка консалтинга признают: дать гарантии успеха бизнесу и однозначно ответить на вопрос, защищает ли консалтинг предприятие от провалов, ни один консультант не может. Каждый из них всегда оставляет процент вероятности неудачи. Эксперты рекомендуют бизнесменам при проведении переговоров с консалтинговой компанией обязательно интересоваться наличием международного сертификата SMC. Как правило, консультанты для получения данного документа выдерживают очень серьезный экзамен и предоставляют кейс как минимум из трех успешных работ с предпринимателями. Все это, несомненно, может стать залогом продуктивного и полезного сотрудничества предприятия и консалтинговой компании в будущем.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤