Во сколько могут обойтись Казахстану реформы в образовании?
Вначале уберем все лишнее, а там посмотримВот уже почти целый месяц казахстанское общество обсуждает актуальный для всей страны вопрос – очередные реформы в сфере образования. Однако при этом мало кто задумывается, во сколько стране обойдутся эти инициативы.
Во всех доводах, приводимых экспертами от образования, бесспорным является лишь один момент – реформированию системы нужна масштабность, чтобы вовлечь в процесс изменения миллионы людей. При этом высказывания подобного рода пока вызывают некоторый скепсис, поскольку крайне сложно получить качественный уровень образования детей, при этом параллельно усовершенствовав педагогическое мастерство и повысив его эффективность в такие сроки.
Ежегодно на усовершенствование системы образования из государственного бюджета выделяются миллионы тенге. Видимо, и эти очередные нововведения влетят Казахстану в копеечку. «В расчетах нужно исходить от текущего уровня бюджета на среднее образование, включая Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ). Полагаю, это будет в 2-3 раза больше, то есть и до половины триллиона тенге может дойти. Но это нормально, давно пора столько вкладывать в образование. Надо повысить зарплату учителям в полтора раза выше средней по стране и запланировать средства на их массовую переподготовку силами НИШ и Казахстанско-турецкого лицея», – заметил в комментариях нашему изданию президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров.
Вначале уберем все лишнее, а там посмотрим
Очередная новая реформа приводит к сокращению учебной недели с 6 до 5 учебных дней и продлению учебного процесса до 14-15 июня. По утверждению МОН РК, увеличение продолжительности учебного года непосредственно связано с высвобождаемыми субботами. Всего их получается 33, то есть по количеству недель в старом учебном году. В соответствии с реформой с 2017 года учебных недель станет 34.
Надо сказать, что сами дети довольно негативно воспринимают продление учебного года. Об этом говорят и учителя. К примеру, преподаватели одной из алматинских школ в беседе с родителями признают, что уже в начале мая дети поглядывают в окна класса и совсем не сосредоточены на уроках.
«Я убежден, что дети должны отдыхать вместе с родителями и не меньше их. Но 190 дней они должны отучиться, как и во всем мире. Надо лишь равномерно распределить в течение года каникулы, чтобы дети и отдыхали, и каникулы не были такими долгими и демотивирующими, как летние», - считает Канат Нуров.
Другой вопрос, насколько выгодны самим преподавателям эти новшества. Ни для кого не секрет, что оплата учительского труда в среднем составляет порядка 70 тыс. тенге. Чтобы поднять зарплату до уровня хотя бы 160-180 тыс. тенге, учителям приходится брать дополнительную нагрузку в виде еще одной ставки или классного руководства. Но поскольку с нововведениями сокращается количество часов, то соответственно уменьшается и заработная плата учителя. Таким образом, в соответствии с новым государственным стандартом учителя большинства общеобразовательных школ вряд ли смогут набрать необходимые часы, а значит нельзя исключать начала процесса их массового увольнения по собственному желанию.
Как будет решаться данный вопрос – пока неизвестно. «Однако проблема остается, – отмечает Канат Нуров, – без исправления которой мы не сможем привлечь нормальные кадры в школу для преподавания предметов на иноязыках».
Массово переходим на английский
Переход к трехъязычному образованию – это особая тема, где ломаются дискуссионные копья. Согласно решению МОН РК, планируется начать внедрение изучения предметов, особенно естественнонаучных (таких как химия, физика, биология, информатика) на 3 языках по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками.
По словам главы фонда «Аспандау», сломав старую советскую школу, сильнейшую в плане фундаментальности знаний, но при этом слабую в плане практического применения обретенных знаний, иной такой же системной модели национального образования мы не обрели. «Поэтому мы сегодня как в воздухе нуждаемся в новом образовании информационного общества, и трехъязычие ему соответствует. Но даже если позитивной целью этого является англоязычность нашего образования, то и она может быть не достигнута так, как хотелось бы. Родной язык для казахских школ – государственный, а для русских – межнациональный. И для начала первоклассники должны сформировать в своем родном языке необходимые планы представлений в психике, чтобы быть готовыми к изучению иностранных языков, а впоследствии и предметов на иностранных языках. Иначе их усвоение не произойдет, на своем-то родном языке их трудно понять, когда не хватает абстрактного мышления», – говорит Канат Нуров.
В заключение хотелось бы отметить, что на самом деле детей понять нетрудно. Гораздо труднее понять методы и цели внедрения бесконечных реформ при наличии множества планов и программ, но отсутствии в их основе ясной и единой политики.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.