Досым Сатпаев: Граждане Казахстана не могут идентифицировать себя
Политолог обозначил основные риски для республикиКак считает известный политолог Досым Сатпаев, в Казахстане существует проблема идеологической фрагментации общества, кризис институтов социализации. Об этом известный политолог Досым Сатпаев заявил на 12-й Международной конференции по риск-менеджменту, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По мнению Досыма Сатпаева, президент страны, скорее всего, будет делать ставку на проверенных игроках в период транзита власти. «В Казахстане есть три «сумеречные зоны», которые будут участвовать в борьбе за власть. Передняя часть бюрократического класса будет заинтересована в бесконфликтном транзите власти. Так называемые реформаторы - они есть и в обществе, есть и в элите, они есть и в бизнес-сообществе, судя по тем выступлениям, которые я часто слышал с участием наших бизнес-элит. Ну и, конечно, радикальные группы, они также есть везде, но они будут выступать за разрушение действующей политической системы. Было бы наивно полагать, что эти радикальные группы состоят из маргиналов и аутсайдеров, которые находятся где-то на задворках политической системы или входят в радикальные террористические ячейки», - отметил Досым Сатпаев.
По мнению политолога, в Казахстане стоит вопрос идеологической фрагментации общества. «В целом считаю, что это большой риск для нашей страны. Потому что сейчас водораздел между этническими, социальными, политическими, демографическими группами Казахстана проходит по разным линиям: от проблемы государственного языка до интерпретации исторических событий, от отношения к ЕАЭС до страха перед китайской угрозой. Это то, что я называю идейным сепаратизмом. И серьезной проблемой для казахстанских властей является то, что более чем за 20 лет многие граждане нашей страны попали в ловушку размытой самоидентификации», - поясняет спикер.
Еще одна проблема, которую выделил Досым Сатпаев, - это кризис институтов социализации. «То есть наблюдается кризис в тех институтах, которые как конвейер должны формировать граждан страны. Такие институты должны иметь некие универсальные ценности…Все институты социализации находятся в состоянии анабиоза, кризиса, начиная с семьи и заканчивая такими вторичными формальными институтом социализации, как гоструктуры, религиозные структуры, политические партии, неправительственные организации. То есть все они работают не эффективно для активного подключения молодежи к социально-экономическим, политическим сферам», - считает он.
Одним из «черных лебедей» для Казахстана политолог считает неконтролируемую внутреннюю миграцию. «В Казахстане она приобрела негативный характер. Самое интересное, что Законе РК «Он национальной безопасности» не контролируемые миграционные процессы относятся к основным угрозам национальной безопасности страны. На официальном уровне рост городского населения преподносится как процесс урбанизации, но фактически это не так. Люди бегут в города не потому, что им плохо жилось в регионах, а потому что там живется очень плохо, люди пытаются найти некую альтернативу. Но города не могут абсолютно всех адаптировать, поэтому возникают такие понятия как пояса шахидов, маргинализация городской культуры. В этом плане есть у нас большая проблема. Думаю, что эту проблему надо решать, решать госорганам. Очень глупо рассчитывать на то, что мы будем создавать конкурентоспособную страну без конкурентоспособных регионов», - поделился мнением Досым Сатпаев.
Но, это еще не все. «Также перед нашей страной стоит риск массовой эпидемии инфекционных заболеваний. Учитывая не очень хорошую систему казахстанского здравоохранения, учитывая то, что на официальном уровне Казахстан планируется превратить в некий транспортный хаб, через которые должны идти мощнейшие пассажиропотоки и грузовые потоки», - отмечает политолог.
Досым Сатпаев выделяет и другой риск для Казахстана – климатические изменения, которые в том числе приводят к природным катастрофам. «Ущерб от урагана Катрин был оценен Национальной метрологической службой США в сумму около 125 млрд долларов, правительство Японии оценило урон от разрушительного землетрясения, которое было в марте 2011 года, в 210 млрд долларов. Но я не видел ни одну сумму со стороны нашего правительства или какие-то структур, которые бы в случае разрушительного землетрясения в Алматы оценили бы ущерб на экономику Казахстана», - напоминает политолог.
При этом он подчеркивает, что Алматы – это один из крупнейших доноров госбюджета. «В Алматы мощнейшая демографическая база, здесь очень много молодежи, научных центров. Не дай Бог, если здесь произойдет землетрясение, это, однозначно, будет серьезным ударом по многим казахстанским экономическим программам. И возникает вопрос, захочет ли правительство реанимировать город, вкладывать в него гигантские ресурсы, чтобы его восстановить», - подчеркивает Досым Сатпаев.
В рамках Центральной Азии политолог выделил несколько угроз. «Это высокий риск неопределенности по поводу транзита власти в Узбекистане. По сути Узбектистан - это замковый камень безопасности Центральной Азии. Если в Узбекистане процессы будут неконтролируемы в случае транзита власти и ухода Ислама Каримова со своего поста, то это ударит по всем странам Центральной Азии», - считает Досым Сатпаев.
Не менее актуальным риском для Казахстана является риск возникновения дефицита водных ресурсов. «Тема заезженная, но, к сожалению, никак не решаемая». Эта проблема, как считает Досым Сатпаев, может привести к конфликтным ситуациям в ЦА.
Еще один из рисков – прорыв радикальных групп из Афганистана в ЦА.
Политолог обращает внимание, что в настоящее время передел власти на постсоветском пространстве переходит в более активную фазу. «Я выделил четыре страны – активизировались США, Китай, Россия, Турция. Иран также проявляет активность, в основном в Таджикистане. В принципе, в этой геополитической конкуренции мы находимся в очень сложной ситуации, мы пытаемся со всеми дружить и всем угодить, иногда нам это выходит боком. Хотя альтернативы многовекторной международной политики я не вижу», - подчеркнул он.