Что стоит за интересом мировых ретейлеров к Казахстану?
Вслед за Carrefour завоевать казахстанский рынок намерен еще ряд иностранных компанийВслед за Carrefour завоевать казахстанский рынок намерены еще ряд иностранных компаний. Планируется открытие стразу трех гипермаркетов французского ретейлера, специализирующегося на продаже товаров для благоустройства домов Leroy Merlin. Строительство первого гипермаркета намечено закончить в начале 2018, а еще двух – до 2020 года. Известно также, что руководство Алматы ведет переговоры с французской сетью гипермаркетов по продаже продуктов питания и товаров для дома Auchan. С чем же связан столь неожиданный интерес иностранных компаний к Казахстану? Ведь еще пару лет назад некоторые из этих компаний категорически отказывались заходить на наш рынок.
Управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев предполагает, что, возможно, свою роль в этом вопросе сыграли санкции Запада в отношении России, где известные мировые ретейлеры в связи со сложившимися обстоятельствами не могут расширять свой бизнес. Однако, учитывая, что какой-то план развития у них уже был разработан и время требует от компаний дальнейшего развития, Казахстан попал в список стран, интересных для этих компаний.
Кстати, данное предположение находит свое отражение в публикациях европейских, российских и китайских СМИ. По данным Deutche Welle, немецкий Adidas, производящий спортивные товары, еще в прошлом году планировал закрыть 200 собственных магазинов в РФ. Массмедиа нашего северного соседа также сообщали, что западные корпорации теряют деньги из-за антироссийских санкций. В связи с экономическим спадом в России решила сократить производство и датская пивоваренная группа Carlsberg. Финский ретейлер Stockmann сообщил, что по итогам 2015 года выручка компании упала на 20,5%. Ранее Stockmann объявила о намерении закрыть несколько универмагов и вывести с российского рынка магазины Seppala и Lindex.
В то же время, как сообщают российские издания, отдельные компании приспособились к «новой норме» в западно-российских отношениях, посему товары и услуги, в теории подпадающие под санкции, в реальности попадают туда, куда надо. По словам менеджеров некоторых иностранных компаний, они просто перенаправляют экспорт своих товаров в Россию через страны, которые не вводили санкции.
Впрочем, существует и альтернативное мнение, согласно которому никакой политической подоплеки в появлении зарубежных ретейлеров на казахстанском рынке нет. «Санкции против России могут быть лишь косвенным фактом. Полагаю, интерес иностранных компаний кроется в чисто коммерческих причинах. Скорее здесь инициатором является казахстанский бизнес, который стремится покрыть свои экономические потери от сырья», – предположил аналитик Рустам Бурнашев.
Однако, как отмечает экс-сотрудник МИД РК, ныне независимый аналитик Казбек Бейсебаев, политическая ситуация, на которой, собственно, и зиждется экономическое спокойствие компаний, на самом деле может довольно быстро измениться, причем не в самую лучшую сторону. «Никто не знает и даже не может предположить, что будет завтра. Поэтому, мне кажется, что большие супермаркеты пришли к нам, может быть, не в самое удачное время. Во-первых, у нас идет спад экономики и снижение покупательской способности. Во-вторых, есть свои супермаркеты, некоторые из которых уже сейчас еле выживают», – заметил эксперт.
Пока еще не принято окончательного решения о том, каким образом будут здесь представлены бренды зарубежных ретейлеров. По словам генерального директора консалтинговой компании Friendly Avia Support Александра Ланецкого, к примеру, французский Auchan в настоящее время рассматривает два сценария: продажу франшизы местному партнеру или самостоятельный выход компании на наш рынок. Во втором случае казахстанский партнер французской корпорации может выступать девелопером, сообщает Forbes.kz.
Наконец, третья причина закрепления иностранных брендов на казахстанском рынке может заключаться в снижении роста продаж на ключевых рынках мира. Так, согласно отчетности за 2015 год крупнейшего ретейлера Carrefour, во втором квартале был зафиксирован медленный рост продаж во Франции и резкий спад в Китае. Carrefour, 73% продаж которого приходится на Европу, стремится удержать темпы развития бизнеса на фоне сокращения потребительской активности, за счет сокращения цен и затрат, а также расширения сети мини-маркетов. Политика этой второй по величине сети супермаркетов в мире по объемам выручки серьезно нацелена и на рынок Китая. Несмотря на то, что в последние годы было закрыто несколько магазинов в Индонезии, Сингапуре, Японии, Мексике, Южной Корее и Таиланде, число новых супермаркетов сети Carrefour в Поднебесной продолжает расти. По словам исполнительного директора Carrefour в Китае Тьерри Гарнье, последняя стратегия компании имеет многоформатный план, которая включает расширение бизнеса электронной коммерции, новых операционных структур и изменения формата продаж. В этом году в планах компании провести модернизацию и реконструкцию 75 своих существующих в Китае магазинов. Свою роль в политике ретейлера играет и близость Китая к странам Центральной Азии.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.