Новая ставка НДПИ на подземные воды
Налогоплательщики считают, что налоговые органы трактуют термин вода буквальноНалоговые органы с конца 2014 года проводили камеральный контроль по правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на подземные воды. В ходе контроля были выявлены налогоплательщики, некорректно исчисляющие НДПИ на подземные воды. Большая часть из них является отечественными производителями минеральных вод, безалкогольных напитков и соков, а также представителями пивоваренной промышленности.
Согласно статье 341 пункт 2 Налогового кодекса, налог на добычу подземных вод определяется исходя из средневзвешенной цены их реализации. При полном отсутствии реализации подземных вод, согласно пункту 4 статьи 341, налог определяется исходя из фактической производственной себестоимости добычи и первичной переработки, увеличенной на 20 процентов.
Некорректное исчисление НДПИ в основном было выявлено у налогоплательщиков, осуществляющих добычу и дальнейшую реализацию подземных вод, но исчисляющих НДПИ на основе производственной себестоимости добычи, увеличенной на 20 процентов, а не исходя из средневзвешенной цены реализации.
По результатам камерального контроля налоговые органы отправили уведомления о доначислениях по НДПИ на подземные воды предприятиям, добывающим и реализующим воду. Данные предприятия категорически не согласны с произведенным перерасчетом и выставленными доначислениями, полагая, что производили корректный расчет на основании производственной себестоимости добычи, увеличенной на 20 процентов.
Налогоплательщики считают, что налоговые органы трактуют термин «вода» буквально и не делают различий между добытой подземной водой и конечным пищевым продуктом, представляющим собой бутилированную воду. При этом стоимость реализации воды включает стоимость упаковки, зарплату работников предприятия, налоги, затраты на маркетинг и прочие расходы, что делает стоимость реализации намного выше себестоимости добычи подземных вод.
Налоговые органы не согласны с доводами производителей о том, что добытая подземная вода, пропущенная через фильтрационное оборудование и расфасованная в бутылки, представляет собой совершенно другой продукт (бутилированную питьевую воду) и считают свои расчеты по НДПИ верными.
Более того, налоговые органы отмечают, что ряд налогоплательщиков создали схемы для уменьшения обязательств по НДПИ на подземные воды путем выделения в отдельные предприятия, осуществляющие очистку, расфасовку и дальнейшую реализацию подземных вод, добытых недропользователями. При данной схеме недропользователь, осуществляющий добычу подземных вод, реализует ее компании, осуществляющей очистку и розлив воды, по себестоимости либо с небольшой наценкой. Это приводит к тому, что цена реализации становится фактичекски равной себестоимости добычи.
В целях предотвращения споров по определению налоговой базы НДПИ по подземным водам между производителями и налоговыми органами в дальнейшие периоды, а также для исключения создания схем по уклонению от налогообложения путем выделения в отдельные предприятия, занимающиеся реализацией подземных вод, добытых недропользователем, было предложено ставку НДПИ на подземную воду сделать фиксированной.
3 декабря 2015 года глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования».
В Законе пересматривается порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых на подземные воды. В частности, базой для исчисления НДПИ устанавливается объем добытых подземных вод с использованием ставки НДПИ в размере одного минимального расчетного показателя (МРП) за 1 кубический метр добытой подземной воды.
Установление данной ставки исключает споры об определении налоговой базы для расчета НДПИ, возникшие между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Данный Закон предусматривает понижение новой ставки НДПИ на подземные воды в некоторых случаях.
НДПИ исчисляется в размере 25 процентов от 1 МРП по добытым объемам минеральных подземных вод, хозяйственно-питьевых подземных вод, используемых для производства алкогольной и пищевой продукции и безалкогольных напитков.
Более того, НДПИ определяется в размере 0,3 процента от 1 МРП по добытым объемам подземных вод, используемых для технологических и производственных нужд при добыче и переработке других видов полезных ископаемых, включая использование подземных вод в процессе получения продукции из таких полезных ископаемых или их отходов.
Данные поправки в Налоговый кодекс вводятся в действие с 1 января 2016 года.
Таким образом, в подписанном законе утверждается новая фиксированная ставка НДПИ на подземные воды в размере одного МРП за кубический метр, при этом также предусматриваются коэффициенты, понижающие данную ставку для подземных вод, используемых для производства алкогольной и пищевой продукции и безалкогольных напитков, для подземных вод, используемых для технологических и производственных нужд.
Анна Айманова, старший консультант департамента
налогов и права, «Делойт»