Вопрос тысячелетия для Алматы
Город начал подготовку к большой дате, а историки продолжают споритьАлматы в этом году отмечает грандиозный тысячелетний юбилей. Дата согласована с комиссией ЮНЕСКО, включена в международный календарь, разработан план мероприятий. Однако вопрос тысячелетия Алматы по-прежнему остается спорным. Историки продолжают дискутировать: одни считают, что городская жизнь сформировалась в этом регионе еще две тысячи лет назад со времен саков-юэчжей, другие уверены, что непрерывно город развивался с момента основания Верненской крепости в конце XIX века. Центр деловой информации Kapital.kz собрал мнения авторитетных ученых и выяснил, как мегаполис будет отмечать большую дату.
Алишер Акишев: История города должна быть непрерывной
Известный казахстанский археолог-востоковед Алишер Акишев считает, что вокруг этой даты «сплошные оговорки». Ученый уверен, что возраст города должен характеризоваться прежде всего непрерывностью его существования и для Алматы такой точкой отсчета необходимо считать именно 1854 год. Тысячу лет назад при чагатаидах, а, впрочем, еще и раньше, по мнению Акишева, на территории Семиречья, безусловно, существовала городская жизнь. На месте современного Алматы стояли разрозненные городища, которые в свое время опустевали.
«Непрерывная жизнь, когда здесь было управление городское, она продолжается только на нашей памяти практически. Вот, например, «Тарих-и Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати. Там упоминается урочище Алмалы. И он пишет, что здесь раньше было много городов, прекрасные места. Он знал действительно, он чагатаец, он здесь жил и кочевал. Но эти города заброшенные давно, мертвые. Его родственник Бабур, Великий могол из тимуридов, тоже пишет: «Вот прекрасное место было Алматы». У него «т», потому что он монгол. И показывает на наш район. Что там города были, но они все мертвые, то есть их нет, город не существует. На его месте остались развалины – это вот эти городища, которые мы копаем. О которых люди не помнят и не знают», - отметил Алишер Акишев.
История происхождения Алматы буквально похоронена под асфальтом. И, чтобы представить городское устройство здесь тысячу лет назад, ученые продолжают изучать городище Талгар, поселение в районе Зари Востока, городище Алмарасан. Еще одно городище было в районе Ботанического сада.
«Во всех персидских, китайских источниках Талгар упоминается как важный город на трассе. Купцы из разных стран мира шли и знали, что там город есть, там есть караван-сарай, там можно деньги обменять, можно найти переводчика, он работает как административная структура. Он существовал. А потом раз – и заброшен был. У него верхний слой караханидского времени, а потом ничего нет. Он перестал существовать. Потом туда пришли на то же самое место», - рассказал историк.
Он также отмечает, что жители древних городов ассоциировали себя именно с ними и по имени можно было понять, из какого города тот или иной человек: тарази, фараби, афинянин, спартанец, муромец…Тогда как жители разрозненных общин в первую очередь позиционировали себя со своим родом. Когда же зародилось понятие «алматинец» - горожанин, идентифицирующий себя именно с этим местом?
Важнейший аргумент ученых-историков в пользу тысячелетия Алматы - монета, обнаруженная в 70-х годах прошлого века, на которой было написано «Балад Алмату». Монета датируется XIII веком, а значит, уже в те времена здесь были монетный двор и своя денежная система. Но, по словам Акишева, речь идет не о конкретном городе, а целом регионе – именно такое значение имеет слово «балад».
«Вся эта дата «тысячелетие» - строится на монете. Хотя она как раз-таки позднее обнаружена, на тысячу лет она не тянет. Она найдена на территории погранучилища. Это было городище. По Большой Алматинке есть, по Малой Алматинке средневековые городища. Ни одно из них нормально не раскопано. Но то, что археологи называют «городища» – огороженные, это еще не значит, что это город. Полностью, в котором существуют городское правление, начальство», - сказал Акишев.
Манчжуры, отмечает историк, в XV-XVII веках на своих картах называли это место «Гурбан Алматы».
«То есть Малая Алматинка, Весновка и Большая Алматинка. Вот это троеречье называлось «Гурбан Алматы». То есть это был район трех Алматы», - сообщил ученый.
На взгляд историка Алишера Акишева, ощущение преемственности у современных алматинцев с людьми, населяющими эти места тысячу и более лет, – это нормальный процесс.
«Я когда начинал еще пацаном, и отец мой, никто ничего не знал про саков, скифов. Никто! Вот поголовно. Это при мне было. А сейчас это в порядке вещей. Люди, значит, изменились, у них расширилась историческая память, они другие. Одновременно они стали наследниками этой информации, но надо шире мыслить и не придумывать мифы. Я знаю только один случай, где непрерывность развития города зафиксирована с рубежа нашей эры, – это Тараз. Там всегда была какая-то городская жизнь, хоть он менял название. Ни разу он никогда не опустевал», - резюмировал Алишер Акишев.
Руслан Шербаев: Алматы - более двух тысяч лет
В 2009 году на Медеу, совсем рядом с катком, было обнаружен древний сакский городок. Историки подняли пока только несколько метров земли, но уже знают, что наткнулись на удивительную находку, которая демонстрирует протогородскую культуру Алматы.
«Мы тогда не думали, что памятник на Медеу может изменить эту дату – тысяча лет», - рассказал историки, создатель компании «Научно-экспериментальная практическая археология» Руслан Шербаев.
Работавшие на месте археологи сделали вывод, что саки здесь «прочно осели», а место имело все признаки городской жизни: храм, развитое ремесленничество, земледелие и даже науку. Например, найденная кость с некими чертежами служила чем-то вроде компаса - Руслан называет ее «древней флешкой».
Археолог уже больше десяти лет работает над диссертацией, посвященной истории возникновения Алматы. И, по его мнению, инфраструктура сегодняшнего города идет с древности – с двух с половиной тысяч лет назад, просто «наслаиваясь» друг на друга. В верхней части, в горах, жили жрецы и добывалась железная руда, в низовьях – средний класс, земледельцы, по окраинам – беднота и скотоводы. То есть созданные в этой местности городища выполняли свои определенные функции. А все вместе и было «баладом» - регионом Алмату. Караван-сараем, городищем-убежищем, например, служило городище Теренкара. Поля до Калкамана были засеяны зерном, где-то плавили металл и изготавливали посуду.
«Благоприятные климатические условия предгорий Заилийского Алатау способствовали заселению территории Алматы издревле. Самые первые доступные нам свидетельства говорят, что этот район всегда был хорошо обжит, а в Средние века здесь находился город Алмату. Город был разрушен монголами, но местность была одной из известнейших в крае», - говорит ученый.
Руслан Шербаев подчеркивает, что территория современного Алматы начиная с эпохи бронзы была освоена человеком. При этом здесь еще в древности сформировался родо-племенной центр сакских племен.
«На территории города найдены десятки кладов, содержащих ритуальные котлы и светильники. Специальных храмов еще не было, но существовали священные места, где совершались культовые обряды, о которых нам свидетельствуют находки. Время развития городской культуры связанно в VIII-X вв. А в X-XIII вв. на территории «большого Алматы» находилось несколько поселений и городов. Это был период расцвета городской культуры в орбите международных торговых связей по Шелковому пути», - отмечает историк.
Ученый предлагает расставить по городу большие копии ритуальных котлов на тех местах, где они были найдены. Они станут исторически важной достопримечательностью города. Помимо этого, Руслан Шербаев считает необходимым создать этнопарки на территории обнаруженных городищ на Медеу и в Алмаарасане.
Как будем отмечать юбилей?
В городском Управлении культуры в ответ на запрос центра деловой информации Kapital.kz дали официальное пояснение «вопросу тысячелетия». Представители акимата отметили, что «за последние десятилетия в Алматы были проведены исторические и археологические исследования, результаты которых были обсуждены на научных конференциях». Трижды, в 2006, 2010 и 2014 годах, ученые дискутировали о возрасте города. Два года назад принята резолюция первого Алматинского международного культурного форума по «Обращению к ЮНЕСКО» о возрасте Алматы. На основании этого акиматом города было направлено предложение в Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО в РК о подаче заявки в ЮНЕСКО для включения тысячелетия Алматы в Международный календарь памятных и юбилейных дат. Положительное решение по обращению от Казахстана было вынесено 2 ноября 2015 года на 38-й Сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО.
«В этой связи одним из главных событий 2016 года для страны является проведение 1000-летия города Алматы» в рамках ЮНЕСКО. Говоря о возрасте города и определяя его в тысячу лет, следует подчеркнуть, что имеется в виду не время обживания человеком района Алматы в эпоху бронзы и раннего железа, а время формирования здесь населенного пункта, соответствующего принятым в науке дефинициям города: центр административной власти, ремесла, торговли, в том числе и международной, культуры и идеологии», - говорится в ответе акимата.
Сегодня уже разработана концепция проведения этой даты, составлен план мероприятий, состоящий из порядка 70 пунктов. С 22 января по 22 февраля проходил конкурс на лучший логотип к 1000-летию Алматы. В Управление культуры поступило 123 дизайнерских проекта. Каким будет логотип «круглой даты», станет известно на днях – комиссия сейчас подводит итоги. Победитель получит миллион тенге.
«Там и яблоки есть, горы, эмблемы барса, в художественном национальном колорите, с надписью «1000 лет» есть. На днях будет известно горожанам. В состав комиссии вошли историки, архитекторы, дизайнеры, художники», - рассказал главный специалист Управления культуры Данияр Алиев.
Список мероприятий сейчас находится на рассмотрении градоначальника, но уже известно, что старт торжествам в честь 1000-летия будет дан в рамках празднования Наурыза, 22 марта. Масштабную церемонию закрытия планируется провести осенью ко Дню города. Все мероприятия будут проведены за счет местного бюджета.
Президент Нурсултан Назарбаев в ходе недавнего визита в Алматы призвал местные власти ответственно отнестись к празднованию тысячелетия южной столицы.
«Вот 1000-летие Алматы, как мы праздновали, Тараза и других городов, надо использовать, чтобы алматинцы почувствовали. Все средства направить на неблагоустроенные районы. Там, где плохо с дорогами. Объявить полностью работу по очистке кварталов, малых спортивных сооружений, озеленению города, восстановлению фонтанов, восстановлению арычной системы. В центре все сделано – вы начнете опять четвертый слой асфальта класть. Не надо этого делать. Надо, чтобы простые люди почувствовали на местах. Обеспечение водой, газом, ЖКХ, состояние школ, детских садов – вот куда надо направить все средства. Я думаю, что со стороны центра надо оказать помощь – это юбилей», - отметил президент.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.