Алматинцам обещают чистый воздух и обновленные парки
В акимате разработали портфель мер по созданию комфортной городской средыЖить в Алматы станет комфортнее, обещают местные чиновники. В городском акимате разработан целый комплекс мер по улучшению экологии, модернизации парков, благоустройству улиц. Курирует эти вопросы Управление природных ресурсов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Воздух
Во-первых, наконец четко прописаны мероприятия по улучшению состояния атмосферы. Комплексный план действий рассчитан на два ближайших года. По данным ДГП «Центр гидрометеорологического мониторинга», индекс загрязнения воздуха в 2015-м немного снизился по сравнению с предыдущим годом – с 10 до 9,7, но все равно остается очень высоким. Главный загрязнитель атмосферы – городской транспорт (80%). Ежегодный объем выбросов от автотранспорта составляет 231 тыс. тонн! «Вредная» доля ТЭЦ – около 13%, теплоисточники частного сектора коптят примерно на 5%, а промышленные предприятия занимают около двух процентов.
Для изменения ситуации службы города намерены действовать по четырем основным направлениям, включая экологизацию автотранспорта, снижение загрязнения воздуха стационарными источниками, газификацию частного сектора, сохранение и развитие зеленого фонда.
«Только по линии автотранспорта ужесточится контроль за соблюдением норм токсичности и дымности, будут созданы парковочные пространства и современная методика управления ими, заработает система ограничения въезда на территорию города иногородних транспортных средств», - отмечают в Управлении природных ресурсов.
По данным ведомства на въездах в Алматы за январь этого года уже оштрафовано более 2 тысяч водителей токсичных авто. При этом абсолютное большинство из них – иногородние. Общая сумма наложенных штрафов за нарушение норм токсичности превысила 10 млн тенге, взыскано с учетом прошлых лет 7 млн.
Чадящий транспорт, в первую очередь общественный, постепенно будет переводиться на голубое топливо. За счет частных инвестиций количество экологичных автобусов увеличат с 600 до 800. Вся коммунальная техника тоже должна перейти на газ. До конца этого года автозаправки мегаполиса оборудуют 12 газовыми моноблоками, откроют 8 передвижных газозаправочных комплексов. Для стимулирования автовладельцев могут ввести госсубсидии и отменить налоги на несколько лет. Но этот вопрос пока только рассматривается.
Вместе с тем, за два года также предполагается перевести на газ ряд промышленных объектов и частных жилых домов, используя механизмы кредитования.
Благотворно сказаться на экологии призвано введение легкорельского транспорта. На стадии разработки также находится Единая автоматизированная система парковок. Около десяти многоуровневых парковок на частные деньги собираются построить за три года.
Реализуют двухгодичный экологический план, состоящий из 51 мероприятия, администраторы бюджетных программ и частные инвесторы.
Парки
Большие перемены ждут парки Алматы. Эскизы обновленных ЦПКиО, «Атакента», Парка Первого Президента уже опубликованы. Зеленый фонд парков останется нетронутым, территории разделят на «функциональные зоны», организуют новые площадки для отдыха, аттракционы, а самое главное – из парков прогонят машины.
«Разработчики ставят задачу - минимизировать движение автотранспорта по периметру парков, отдав приоритет пешеходу. Таким образом, создается благоприятная среда для отдыха горожан, при которой автомобили и пешеходы не будут пересекаться», - говорится в релизе Управления.
По словам градоначальника Бауыржана Байбека, «люди, приходя в парк должны чувствовать единение с природой».
Теперь подробнее. Проект реконструкции Центрального парка предполагает разделение на 12 функциональных зон, одной из которых, например, станет летний кинотеатр. Также здесь будет развиваться научно-познавательное направление.
На «Атакенте» появится зона Современного искусства, где обещают регулярно проводить выставки оригинальных арт-объектов. Важной для «Атакента» остается проблема полива - ее тоже решат, пробурив сважину и настроив автоматизированный полив. Первые перемены по реконструкции этого парка горожане уже заметили. В январе отреставрирована знакомая каждому алматинцу входная арка на «выставку».
Тем временем появятся дополнительные входы в Парк Первого Президента. Помимо существующих "ворот" с проспекта аль-Фараби пробьют входные группы с проспекта Дулати (восточная сторона), второй вход - с ул. Азамат (западная сторона). Также с восточной части будет разбита Интерактивная зона для молодежи с созданием скейтпарка. Выше появятся Современный музей и водоем.
По поручению акима, на 2016 год разработан и план мероприятий по развитию государственного природного парка «Медеу». За счет внебюджетных средств городские службы приведут в порядок знаменитую «Лестницу здоровья» и кафе «Ласточка», отреставрируют малые архитектурные формы. На территории парка хотят построить новый охранный кордон и пожарное депо.
Маршруты автобусов №12 и 29 к санаторию «Балбулак» продлят на две остановки. В то же время задуман запуск «зеленых» шаттлбасов (ShuttleBus), которые будут курсировать между ледовым катком «Медеу» и горнолыжной базой «Шымбулак».
Также на «Медеу» в этом году станет на 3500 зеленых насаждений больше. В целом по Алматы в 2016 году планируется высадить порядка 45 тысяч деревьев и кустарников, цветников - свыше 230 тысяч м2, из них за счет бюджета – 70 тыс. м2.
Улицы
Ну и наконец, благоустройство улиц. Взяв за основу принципы датского специалиста Яна Гейла, градостроители разрабатывают Единый ландшафтно-архитектурный облик Алматы. Пакет предложений по проекту на минувшем градсовете 6 февраля представили акиму. Документ еще будет дорабатываться. Но уже известно, что новая концепция регламентирует зональное применение малых архитектурных форм на территории города.
Предусмотрено зонирование мегаполиса на центральную историческую часть, по периметру развития в 2000-е годы, новые присоединенные территории. В соответствии с этим закладываются стандарты для благоустройства. Проектом, в частности, прописаны единые нормы для уличных светильников, скамеек, урн, ограждений, указателей, остановок.
«Это важно с точки зрения создания единого стиля для города. Каждый ведь по-своему делает, не контролируют между собой. Теперь мы устанавливаем единые стандарты, единый регламент для планирования городского пространства и на свое личное усмотрение уже строить не будут. Появится четкое понимание – какую скамейку ставить, какую брусчатку ложить, все в соответствии со СНиПами. Это важно и для перспектив экономики. Внутренние производители могут планировать объемы, местные материалы мы будем использовать», - рассказал корреспонденту Kapital.kz руководитель Управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Еркебулан Оразалин.
Вдоль дорог перед зеленой зоной должны появиться так называемые отбивочные тротуары шириной не менее полметра. Для самого пешеходного тротуара закладывается минимальная норма в полтора метра.
Помимо прочего власти города возьмутся за снос ненужных ограждений. По СНиПам, заборы должны быть только, к примеру, у детских площадок, школ, режимных объектов. В остальных же случаях лишние ограждения нужно ликвидировать, освобождая пространство пешеходу. Долой пойдут и портящие вид улиц рекламные щиты. А вдоль магистральных улиц «освежат» фасады 300 зданий.
Полезным новшеством должны стать и общественные стационарные туалеты. Бесплатными они не будут, потому что устанавливаются частниками, но инициатива, бесспорно, нужная.
К слову, еще один большой проект – декоративная подсветка зданий и памятников – уже начал претворяться в жизнь. Красивое ночное освещение получили городской акимат, арка «Атакента» и жилые многоэтажки на Площади Республики. Постепенно в течение года подсветкой облагородят 209 известных каждому алматинцу зданий.
Отметим, что большинство названных мероприятий реализуют за счет инвесторов на принципах государственно-частного партнерства.
«Мы будем больше средств вкладывать в благоустройство и озеленение города, но при этом использовать рачительный подход», - заявил в ходе градсовета аким Алматы.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.