Нарушается ли в судах РК принцип состязательности сторон?

По мнению юристов и правозащитников, этому способствует статья 201 УПК

Ряд казахстанских юристов и правозащитников выступают за конкретизацию 201-й статьи Уголовно-процессуального кодекса РК, потому что она противоречит принципу состязательности и ее можно трактовать двояко. «В международном праве фундаментальным принципом является принцип предсказуемости и определенности, согласно которому закон должен трактоваться однозначно и понятно. Законы не должны допускать двойного трактования», - подчеркнул в ходе пресс-конференции юрист и правозащитник Евгений Жовтис, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

201-я статья УПК говорит, что данные предварительного следствия не подлежат разглашению. Лицо, осуществляющее досудебное следствие, предупреждает всех (защитника, свидетелей и так далее) о недопустимости разглашения без его ведома имеющихся сведений. При этом берется подписка с предупреждением об ответственности. Однако у следствия есть возможность и право разглашать информацию о ходе следствия. Когда у обвинения, в отличие от защиты, есть возможность уверить общественность в своем видении дела, нарушается фундаментальный принцип состязательности сторон.

Адвокат Айман Умарова подчеркнула, что в данном случае под раздачу могут попасть и журналисты. «Например, вы обращаетесь за комментариями по делу к обвинению. Эта сторона дает вам свою картину, потом вы обращаетесь к защите, но защитник ничего не может вам сказать. А потом, если сторона защиты выиграет процесс, то они вполне могут подать на вас в суд за распространение информации, которая не соответствует действительности», - говорит адвокат.

К сожалению, последние несколько лет органы предварительного расследования начали трактовать эту статью максимально широко (и сама статья написана так, что допускает широкое толкование), говорит Евгений Жовтис. «Они засекречивают все. Берут подписку о неразглашении всего, что происходит в ходе предварительного расследования. По существу, эта статья, как она применяется, является инструментом давления», - комментирует правозащитник.

Любопытно, что эта статья, кроме обвинителей, не касается и самих подозреваемых. «Если подозреваемый еще не попал в следственный изолятор, он свободно может распространять информацию», - сказал Евгений Жовтис. Поэтому на практике выходит так, что подозреваемого все чаще отправляют в СИЗО.

По данным руководителя Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз» Тамары Калеевой, 201-я статья применяется все чаще. «Правда, сейчас идет работа над поправками в УПК, над предложениями, но когда они будут внесены – неизвестно».

Отметим, что в зарубежном судопроизводстве также существуют нормы о неразглашении. Но там этот пункт касается государственных секретов и дел, которые касаются частной жизни, например, вопросов усыновления. «К тому же в зарубежной практике вопрос о неразглашении касается всех, кто принимает участие в деле. И следователей в том числе», - подчеркнул Евгений Жовтис.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤