Ян Гейл рассказал, как изменит «золотой квадрат» Алматы

Копенгагенизация южной столицы неизбежна

Ян Гейл – гуру мировой урбанистики, превративший родной Копенгаген в самый комфортный город для жизни, по приглашению властей Алматы прибыл в наш город. Зарубежный гость сегодня в городском акимате встретился с архитекторами и чиновниками, чтобы лично представить свою концепцию по изменению «золотого квадрата» Алматы. Отметим, что над данной концепцией уже больше года трудится команда специалистов компании Gehl Architects, а ее основные положения по распоряжению градоначальника Бауыржана Байбека вошли в Программу развития города до 2020 года. Так, Ян Гейл предлагает уплотнить городские застройки, сократить число парковок, обустроить водоемы и восстановить арыки, расширить сеть велодорожек, поставить массу скамеек по городу, улучшить видимость, срезав нижние ветки деревьев, изменить облик улиц Жибек жолы, Панфилова, Кунаева, Абылай хана и площади Республики. А ключевую транспортную артерию Алматы – проспект Аль-Фараби – архитектор видит скорее бульваром!

В эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz урбанист рассказал свое видение перемен, необходимых южной столице.

- Господин Гейл, для того чтобы освободить 100 тысяч кв. метров Копенгагена от машин, потребовалось более 50 лет. Какие сроки для Алматы ставите вы и какую часть территории города нужно отвести для преобразований по вашей концепции?

- Я думаю, не нужно концентрироваться на конкретной площади, которую мы можем отвоевать у машин, вытеснить их совсем. Раньше у нас тоже был максималисткий подход – что надо полностью убрать автомобильное движение и будет всем хорошо. Но мы поняли, что это вопрос не решает и тоталитарная война с машинами – не совсем правильный подход. Скорее нужно сосредоточиться на реализации концептуальных моментов. Например, на каждой улице сделать удобные пешеходные тротуары. Также на всех улицах сделать удобные наземные «зебры», не надземные, я подчеркиваю. Добавить полезные объекты для комфорта жителей. И все это нужно реализовывать постепенно, поэтапно.

- Каким было ваше первое впечатление от Алматы?

- Алматы – приятный и зеленый город, ландшафт здесь хорошо связан с окрестностями, город имеет массу естественных богатств, главное из которых люди. Но жителям приходится мириться с засильем транспорта, загазованностью и пробками. Это проблема многих городов.

- Как найти компромисс, чтобы сохранить исторический облик города, его уникальность и реализовать ваши идеи?

- Я не предлагаю ничего, что нарушит исторический облик и культурные объекты. Не предлагаю строить небоскребы, массово сносить деревья. У вас улицы очень широкие. Можно взять часть проезжего пространства и превратить ее в другую инфраструктуру. Зелень трогать не обязательно. Но если действительно нужно проложить хороший тротуар для большого числа людей, можно эти деревья «подвинуть». Через 10 лет перенесенное дерево создаст такую же зелень.

- Насколько дороги такие перемены?

- Все, что я предлагаю в этой концепции, можно реализовать очень дешево. И эти изменения пойдут на благо абсолютно всех категорий граждан. Это важно! Нет ничего более дешевого в градостроительстве, чем организация общественных пространств. Велосипедная и пешеходная инфраструктура стоит очень дешево, намного дешевле, чем любой инфраструктурный объект для машин.

- Правда ли, что в Копенгагене сегодня уже приходится бороться с велосипедными пробками?

- О да, это так. Мы работаем над этим. Но мы поставили такую цель, чтобы велосипедистов у нас было много, и, если им мало пространства, мы будем делать больше велодорожек. Велосипеды во всем превосходят автомобили: они полезны для здоровья, пропускная способность любой велодорожки намного выше, чем полосы для автомобилей, это полезно для окружающей среды, это всем хорошо!

К слову, 80-летний Ян Гейл сам продолжает добираться на работу на двухколесном друге и уверен, что это продлевает жизнь как минимум на семь лет.

Урбанист уверен, что образ жизни и самочувствие жителей мегаполиса кардинально изменятся, после того как чиновники возьмут его концепцию на заметку. «Сначала люди формируют город, потом он формирует людей», - подчеркивает Гейл.

Отметим, что к приезду именитого гостя была переведена на казахский язык и издана его книга «Город для людей». В ней собран полувековой опыт датского архитектора по преобразованию Нью-Йорка, Мельбурна, Лондона и других городов.

С лета 2015 года в Алматы уже приступили к реализации идей Яна Гейла. Так, в восьми районах были расширены ведущие магистрали, созданы удобные пешеходные зоны, места отдыха, спортивные и детские площадки, проложены велодорожки. Активно ликвидируются рекламные баннеры, портящие вид улиц. Такая работа, как заявил в ходе градсовета замакима Болат Сауранбаев, будет продолжена.

«Какие конкретные изменения будут утверждены, мы еще рассмотрим в акимате, на сессиях маслихата. Но отступать мы не можем. Мы уже зажглись идеей сделать лучше наш прекрасный и любимый город для людей, а не для машин», - отметил заместитель акима.

Завтра, 13 января, - последний день визита Яна Гейла в Алматы. Запланирована его встреча в КазГАСА со студентами, представителями НПО и экологических организаций.


При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤