Предлагаемые зарплаты в РК стали выше на 3-5%
Среднестатистический работодатель в Алматы готов предложить соискателю 110 000 тенге, в Астане – 120 000 тенгеПредлагаемые зарплаты в Казахстане стали выше в среднем на 3-5%, об этом говорится в отчете по рынку труда за 2015 год, который подготовила компания HeadHunter Казахстан.
Так, среднестатистический работодатель в Алматы в вакансиях в среднем готов предложить соискателю зарплату в размере 110 000 тенге, что на 4,8% выше прошлогоднего показателя, в Астане – 120 000 (выше, чем в 2014 г. на 4,3%). Наивысший показатель предлагаемого среднего ежемесячного заработка отмечен в 2015 году в Актау – 125 000 тенге (выше, чем в 2014 г. на 4,2%), и Атырау – 123 000 тенге (ниже, чем в 2014-м на 1,6%).
Общая средняя предлагаемая работодателем зарплата в 2015 году: для соискателей из высшего менеджмента – 225 000 тг, в сфере добычи сырья – 180 000 тг, в отраслях строительство/недвижимость, консультирование и медицина/фармацевтика – по 150 000 тг .
«Стоит отметить, что значения средних предлагаемых заработных плат по городам составляются без учета профессиональной отрасли, должности и особенностей оплаты труда в той или иной компании», - комментирует обзор рынка Нина Быченко, генеральный директор ТОО «HEADHUNTER.KZ». - Так, средний оклад специалиста в Атырау или Петропавловске складывается из данных всех предлагаемых окладов в вакансиях на hh.kz как для начинающего сотрудника, линейного специалиста, так и для топ-менеджера».
Кроме того, аналитики компании зафиксировали изменение спроса на персонал. Положительный прирост предложений о работе в годовом исчислении отмечен в продажах, бухгалтерии, маркетинге/рекламе/PR, банковской сфере, науке/образовании, медицине/фармацевтике, а также для административного персонала, топ-менеджмента и студентов. Наибольшее снижение спроса отмечено в сферах строительства/недвижимости, автомобильного бизнеса, транспорта/логистики и информационных технологий.
Повысилась и соискательская активность: количество размещенных резюме в 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросло на 30%. Однако компании, оказывающие услуги в сфере информационных технологий, выпали из тройки лидеров по количеству размещаемых вакансий. Компании, оказывающие финансовые услуги, переместились на пункт ниже: с 5-го на 6-е место, а компании в сфере ИТ – с третьего на пятое. Лидерами по количеству опубликованных вакансий в 2015 г. стали компании из розничной сферы, организации, оказывающие услуги для бизнеса, а также занимающиеся строительством и недвижимостью.
Наиболее конкурентная сфера в Казахстане – традиционно который месяц – «Начало карьеры, студенты». Высокий уровень конкуренции также наблюдался в сфере добычи сырья – 36 человек на одно место в декабре 2015 г. Наименьшая конкуренция среди соискателей при поиске работы в Казахстане также традиционно была отмечена в сферах «Инсталляция и сервис» и «Консультирование» (hh.индекс составил 2,9 и 3,7 соответственно). Наиболее «здоровая» конкуренция (от 4 до 6 человек на одно место) наблюдается в сферах страхования, маркетинга, спортивных клубов/фитнеса, науки и образования, а также среди рабочего персонала.
Количество размещенных резюме в декабре 2015 г. по сравнению с ноябрем 2015 г. стало меньше на 3%.
«Декабрь 2015 года традиционно характеризуется невысокими показателями из-за сезонности, которая проявляется на рынке труда в зимний период. Многие компании уже израсходовали бюджеты на подбор персонала. Те, кто запланировал какой-то рост численности персонала, уже активно ищут себе сотрудников, а те, кто еще не определился, скорее всего, примут решения в феврале-марте, когда обычно заканчивается процесс бюджетирования, - комментирует ситуацию Нина Быченко. - Активность соискателей также была невысокой в последний месяц года. Перед новогодними праздниками обычно мало желающих сменить работу. В начале года вновь начинает расти количество активных соискателей работы».
Общая конкуренция при поиске работы в декабре 2015 г. выросла до 16,9 человека на место. Например, согласно анализу, в декабре 2015 г. на одну вакантную позицию в Казахстане претендовало порядка 17 человек (hh.индекс составил 16,9 против 16,0 месяцем ранее). Наибольшее количество вакансий в 2015 г. наблюдалось в сфере «Продажи» (25,9% от общего спроса). Вторую строчку заняла «Бухгалтерия» (10,4%), третью – «Административный персонал» (9,8%). На 4-м месте расположилась профессиональная сфера «Информационные технологии, телекоммуникации» с долей 9,4%. У сферы маркетинга, рекламы, PR эта доля составила 8,7%.
В 2015 г. по сравнению с 2014 г. наибольший увеличение доли размещенных вакансий наблюдалось в сферах «Банки, инвестиции, лизинг» – на 1,4% (в 2015 вакансии в банковском секторе составили 6,9% от всех предложений о работе на сайте), «Продажи» (в 2015 г. вакансии в сфере продаж составили порядка 26% от всех предложений о работе на сайте) – на 1,3%, а также для соискателей в профессиональной отрасли «Начало карьеры, студенты» - на 1,3% (в 2015 г. вакансии в этой отрасли составили 4% от всех предложений о работе на сайте). Также увеличение количества вакансий отмечено в бухгалтерии, маркетинге/рекламе/PR, науке/образовании, медицине/фармацевтике, а также для административного персонала и топ-менеджмента.
Выросло количество и столичных вакансий в 2015 г. – 21,2% предложений о работе размещено в Астане, что на 2,4% больше, чем в 2014 г. Из других регионов, наибольший прирост вакансий замечен в Атырау – 3,1% в 2015 г. против 2,5% в 2014 г.
Кроме того, данные анализа показали, что в 2015 г. 50,7% всех вакансий были ориентированы на кандидатов с опытом от 1 года до 3 лет (годом ранее – 52%). Практически каждая четвертая вакансия подходила специалисту с опытом работы от 3 до 6 лет (27,4%). Порядка 15% всех вакансий – для специалистов с опытом менее года. Доля вакансий для специалистов с опытом более 6 лет составила около 6,5%
Чаще всего вакансии в Казахстане размещают компании, представляющие розничную торговлю. В 2015 г. на них пришлось 9% всего рынка в стране. На втором месте - компании, предоставляющие услуги для бизнеса – 5,6% вакансий. На третьем – организации, занимающиеся строительством, недвижимостью (5,4%), на четвертом месте – компании, занимающиеся товарами народного потребления (непищевыми) (5,3%), а на пятом – компании, представляющие ИТ-сферу (5,1%). Кстати, в 2015 г. компании, представляющие ИТ-сферу, потеряли свои позиции в тройке лидеров.
Период исследования: 1 января – 31 декабря 2014 года, 1 января – 31 декабря 2015 года.