НПО: В Казахстане не существует понятия социальная реклама
Что не учтено в законе «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности»?Казахстанские благотворительные фонды «примеряются» к закону «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности». НПО, изучая документ, пытаются понять – как законотворцы сумели изменить положение дел в данном сегменте и к каким новшествам нужно быть готовыми. Президент благотворительного фонда «Бауыржан» Жулдыз Омарбекова рассказала корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz на что в первую очередь обратили внимание она и ее коллеги.
Так, в законе остается практически на прежнем уровне не облагаемый налогами процентный предел для компаний, желающих заняться благотворительностью – 4% для мелких предприятий и от 2% до 4% для крупных компаний. И это есть главный минус документа, считают НПО. Еще одно недовольство большинства фондов – необходимость отчитываться о полученных средствах. В фонде «Бауыржан», между тем, выразили полное согласие с данной нормой закона.
«Ни структура, ни зарплата, ни откуда финансирование – скрывать это не должны. То есть может прийти человек с улицы и запросить – чем вы здесь занимаетесь? Несмотря на то, что мои коллеги бросают в меня камень, я изначально «за» это. Потому что фонды, они открываются не для обогащения, ведь правильно же? Они открываются для служения народу. Если вы служите народу, или определенной группе лиц – инвалидам или детям-сиротам честно, то чего боитесь, что вам скрывать? Открыли вы фонд, чтобы помогать матерям-одиночкам. Это ваша целевая программа, уставная цель. Ну, покажите, что вы сделали, что вы там скрываете? Мы должны отчитываться – это очень хорошо и я этому рада», - говорит глава фонда «Бауыржан» Жулдыз Омарбекова.
В отличие от необходимости отчитываться по средствам, по-настоящему серьезной проблемой для эффективных и честных НПО является обязательство заниматься социальной рекламой, прописанное в данном законопроекте. Сама идея весьма неплохая, говорит Жулдыз Омарбекова, но только при том условии, если бы закон предусмотрел все возможности его выполнения. Таковых же на сегодняшний день НПО для себя не видят.
«Мне очень бы хотелось, чтобы социальную рекламу освободили от налогов. Я вам на собственном опыте расскажу. Мы являемся организаторами конкурса на лучшую социальную рекламу в Казахстане. Наша задача – и выпускать, и просматривать такую рекламу, которая меняет сознание людей. Далее мы вывешиваем эту рекламу на столбе и нам приходит штраф – 300 тысяч тенге. Я спрашиваю – за что? Опять же, на примере нашего проекта «Алтын журек» - это социальный проект. В рекламе мы размещаем всего одну надпись: «Занимайтесь добрыми делами. Алтын журек.», и все равно штраф, уже 460 тысяч тенге. И все просто потому, что это реклама, неважно социальная или нет. Так вот в этом законе и говорится, что фонды должны заниматься социальной рекламой. Но как ею заниматься, если она облагается налогами или штрафами?», - спрашивает Жулдыз Омарбекова.
Напомним, ранее вице-президент фонда «Аяла» Жангельды Сарсенов также выразил возмущение по ряду поправок, представленных в законе «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.