Четыре акцента президентского послания
В этом году Послание президента оказалось более драматичным, чем предыдущиеВ этом году Послание президента оказалось более драматичным, чем предыдущие варианты выступления главы государства. Оно и понятно: в стране на самом высоком уровне признаны масштаб и глубина кризиса, что будет в следующем году, через год или два, не берется предугадать никто. В Послании отражена реакция на происходящие в экономике катаклизмы, которая выразилась в нескольких достаточно новых трендах.
Сам текст Послания выложен на сайте Акорды и любой желающий сможет с ним ознакомиться. Нас же интересовало, прежде всего, то, что говорил президент, отрываясь от текста, разъясняя смысл предложенных инициатив и во многом расширяя свои поручения. Здесь можно выделить сразу несколько ключевых моментов.
По принципу сообщающихся сосудов
Во-первых, Нурсултан Назарбаев де-факто дал старт кампании по дерегулированию цен на дотационные продукты питания. При этом, по его замыслу, те деньги, которые начнут высвобождаться от отсутствия регулирования цен при помощи дотаций из республиканского бюджета, должны будут пойти не только на монетизацию продуктовых льгот для социально уязвимых слоев населения, но и в целом на повышение зарплат бюджетников, пенсий и социальных пособий. Таким образом, всем сестрам будет роздано по серьгам – бизнес получит возможность развиваться и закладывать в стоимость товаров те цены, которые обусловлены себестоимостью, а уровень зарплат, пенсий и льгот вырастет с учетом инфляции. В частности, глава государства привел пример с хлебом насущным: «Чтобы понятно было всем: мы около 200 миллиардов тенге отдаем в качестве субсидий нашему сельскому хозяйству. В советские времена я лично просил в Москве ежегодно 5-6 млрд рублей, что по тому курсу равнялось 5-6 млрд долларам, на дотации нашим сельхозтоваропроизводителям. Поэтому хлеб в магазинах стоил 25 копеек, а для селянина обходился в 5 руб. 80 копеек. Таким образом, 5 руб. 55 копеек нужно было дотировать на каждый килограмм. Мясо стоило 1 рубль 30 коп. Для селянина себестоимость его была 7 руб. То есть вот эту вот огромную разницу можно было потратить на повышение заработной платы и поддержку малообеспеченных семей и в то же время сделать цены рыночными, а не дотировать. Да, это будет трудно, это кое-кого заденет, но, с одной стороны, защитит малообеспеченных и приведет к нормальному ценообразованию во всех секторах. Если мы этого не сделаем, то перед нашими глазами встанет перспектива того, чем закончился Советский Союз».
По мнению политолога, руководителя ОФ «Мир Евразии» Эдуарда Полетаева, который прокомментировал нашему изданию ключевые тезисы нового послания главы государства, сегодняшняя антикризисная политика социально ориентирована, о чем свидетельствует намеченное повышение зарплат госслужащим, стипендий, пенсий и соцпособий, а также возможность в скором времени получить бесплатное профтехобразование и участвовать в новой «Дорожной карте занятости». Все это позволит сохранить стабильность в стране. Правда, поддержка будет только нуждающимся, остальным придется своим трудом зарабатывать на жизнь.
«Многие явления нашей жизни подразумеваются как само собой разумеющееся. И свобода предпринимательства, налоговая, бюджетная, банковская системы, и многое другое. А ведь ничего этого не было 25 лет назад, даже эти идеи воспринимались неоднозначно. С большим трудом менялось общественное сознание. Это я к тому, что президент в своем послании не случайно сделал экскурс в 90-е годы, напомнив про другие времена. Успешным политикам никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Надо вести страну дальше, ставя перед ней новые задачи. Они раскрываются в том числе в ежегодных посланиях народу. Причем при движении учитываются новые вызовы и угрозы, с которыми можно неожиданно столкнуться, как, например, нынешняя нестабильность на мировых рынках и падение цен на природные ресурсы, которые экспортирует Казахстан», – поделился своими впечатлениями Эдуард Полетаев.
Подача на стороне правительства
Во-вторых, глава государства призвал еще раз не только ускорить приватизацию, но и что совсем неожиданно – включить в нее все объекты государственной собственности, в том числе национальных холдингов. Мало того, в рамках Послания он внес совершенно новое поручение правительству исключить карт-бланш на право приоритетного выкупа акций и долей госпредприятий для действующих акционеров, что способно стремительно изменить правила игры. Ну и, конечно же, откровением стала возможность ликвидации всех нацхолдингов после завершения процесса приватизации. «Поручаю правительству отменить преимущественные права всех акционеров на приобретение отчуждаемых активов, – заявил президент, вновь акцентируя внимание на вялый процесс разгосударствления, и продолжил. – Возвращаясь к вопросу приватизации и выводу на рынок государственной сельскохозяйственной земли. Сейчас у нас начнется ор: мол, продают предприятия, как в 90-е годы кричали, раздают государственную землю, как будто ее выкопают, погрузят и увезут. А между тем обратите внимание на такое процветающее государство, как Бельгия. Там ни одно предприятие не принадлежит государству: работают французы, немцы и другие, и все они преуспевают. Разве важно мне – кто руководит или собственник предприятия, если оно продает свою продукцию, обладает хорошим маркетингом, люди получают зарплату, а со своих налогов оно ежемесячно платит государству. Пора уже кончать с этой узостью – идти за ничего не понимающим дилетантом «ура-патриотом». Патриоту нужно думать о том, чтобы предприятия работали, и у Казахстана было бы много денег. Возьмите такие страны, как США и Германия, Южная Корея и Япония – ведущие страны мира, в которых бизнес процветает, где до 90% предприятий принадлежит частным компаниям».
При этом, по словам Елбасы, он желает, чтобы именно казахстанцы участвовали в новой волне приватизации, что привело бы к возникновению казахстанских олигархов. «Сейчас такая возможность как раз есть – новая волна зажиточных бизнесменов должна родиться на этой приватизации», – отметил Нурсултан Назарбаев.
Эдуард Полетаев охарактеризовал как достаточно жесткие реформы предложенные президентом изменения в фонде «Самрук-Казына», холдингах «КазАгро» и «Байтерек» и планируемую масштабную приватизацию. Однако, по его словам, только подобными реформами удастся достичь необходимых темпов развития.
Между тем другой эксперт Берик Абдыгалиев заметил касательно проблемы раздутия штатов управляющих нацхолдингов, которую поднял президент, что, вообще, сам по себе институт нацхолдингов был позаимствован из сингапурского опыта. Там все прекрасно работает, и у нас они тоже должны играть свою позитивную роль.
«Заметьте, президент не сказал, что будем ликвидировать и точка. Нет, он подчеркнул то, что они должны повысить свою эффективность. Потому что если нацхолдинги приносят пользу государству, то их упразднять не стоит. А от сокращения 50-100 человек погода в экономике страны не улучшится. То есть послание президента должно реализовываться структурно, пошагово, вникая в каждую деталь и просчитывая последствия. Иначе оно лишь так и останется правильно озвученными вещами», – прокомментировал нам Берик Абдыгалиев.
По его словам, в целом как руководство к действию, список безотлагательных шагов, который озвучен главой государства перед ответственными лицами, новое послание, безусловно, представляет собой системный документ, в котором даны важные и конкретные установки.
«Вопрос в том, и вряд ли я буду оригинален, насколько эффективно все перечисленное будет осуществлено на практике. Возьмем приватизацию. За последние несколько лет государство, напротив, очень сильно нарастило свое присутствие, особенно в банковской сфере, увеличило в качестве антикризисных мер свою собственность во многих финансовых институтах. Возникает вопрос, как оно будет уходить из этих институтов, кто придет ему на смену и как долго по времени все это будет осуществляться. Главное ведь не просто продать, а продать не по «дешевке», чтобы потом, как мы уже проходили, не пришлось заново выкупать за сумму, стократно превышающую ту, за которую сбыли государственное предприятие. Помним, как продавались энергокомплексы за бесценок, а потом их же выкупали обратно и тратили из бюджета в десятки, сотни раз больше денег налогоплательщиков. Идея хорошая, но реализовывать ее без концепции правительства может быть опасно», – заявил Абдыгалиев.
По мнению эксперта, отдельные объекты, от которых зависит экономика и самочувствие граждан, находящиеся под управлением частного капитала в случае возникновения рисков, иногда начинают хромать. Например, коммунальные предприятия, которые могут себе позволить не убирать улицы или не ремонтировать инфраструктуру или повышать цены за тепло- и электроэнергию.
«Если здесь правительство концептуально отработает, то пожалуйста. А иначе может статься, что придется выкупать обратно, чтобы наводить порядок», – заключил он.
Легализация доверия
В-третьих, глава государства решил совместить, смикшировать процесс приватизации с объявленной в стране и действительной весь следующей год кампанией по легализации имущества и денежных средств, нажитых незаконным путем. Он предложил «подпольным Корейко» по-хорошему вернуть деньги в страну и вложить их в приватизируемые объекты, выкупить их у государства, выстроив в бывших дочерних компаниях нацхолдингов и госпредприятий эффективный менеджмент. При этом Нурсултан Абишевич лично обещал полный иммунитет «оступившимся», если они согласно закону вернут «первоначальные накопления» до 31 декабря 2016 года. Потому что, как напомнил глава государства, с 1 января 2017 года в силу вступает всеобщее декларирование доходов, что поставит жирную точку в процессе легализации – открытая настежь дверь захлопнется, и казахстанская прокуратура начнет искать вывезенные из страны активы по всему миру. Как подчеркнул президент, у нашей республики есть соответствующие договоры о выдаче беглых преступников практически со всеми государствами мира.
«Понимаю, кто-то боится привезти сюда деньги. А вдруг?! Не будет «вдруг». Никто не может открывать ваши счета, которые вы легализуете. Никто не будет преследовать, ни один орган за то, что вы легализовали свое имущество, в том числе и за рубежом. Деньги, которые сюда привезете, вкладывайте в приватизационные объекты, у вас появится стабильный актив. В любое время он будет у вас в кармане. Вы перестанете бояться, перестанете думать, что сейчас постучатся в дверь и спросят: где взял?! Все эти 20 лет мы не спрашивали людей, которые строили дома: где взяли деньги?! Сколько коттеджей было построено по Казахстану. Мы не спрашивали, за какие деньги ты купил квартиры, такие вопросы не задавали. А все для того, чтобы люди не держали деньги в кубышках, а вкладывали в имущество. Но сейчас подходит конец поблажкам. Поэтому, друзья мои, заботясь о вас, о вашем будущем благополучии, может быть и о ваших детях, я призываю вас это сделать. Этим вы поможете себе и Казахстану, и всему нашему народу. Не потому что ваши деньги нужны государству. Мы обойдемся без них. Но я вас жалею: я хочу, чтобы вы спокойно жили, а не бегали за бугор, чтобы потом мы вас искали. Сегодня у Казахстана есть правоохранительные договоры почти со всеми государствами мира. Поэтому вытащить любого из-за границы не составит проблемы», – предостерег Назарбаев.
Берик Абдыгалиев полагает, что опять же идея легализации имущества и денег весьма актуальна, однако «в нашей стране есть определенный дефицит доверия всех ко всем».
«Поэтому мои прогнозы здесь осторожны. Институт легализации может заработать и принести плоды только когда есть доверие. Если есть хоть малейшее опасение, что тебя, невзирая на закон, все равно кто-то может завтра начать преследовать, легализация вряд ли будет иметь те масштабы, на которые у нас рассчитывают. Возможно, она будет проходить «по-серому», то есть какая-то часть денег начнет возвращаться под видом различных иностранных компаний к нам заново. Но повторюсь, что главное здесь – доверие и прозрачность», – констатировал Берик Абдыгалиев.
Послание сдержанного оптимизма
В-четвертых, выступая перед казахстанским бизнесом и правительством, президент высказался за прекращение субсидирования из государственных источников частных предприятий. Теперь, по его словам, на новом этапе развития экономики страны, сильные и конкурентоспособные начнут выживать самостоятельно, а слабые и неэффективные будут «умирать», однако поддерживать жизнь в их теле за счет многомиллионных и миллиардных субсидий кабинет министров, госфонды и квазигоссектор уже не станут. «Миллион предприятий, фермеров США банкротится ежегодно, миллион возникает снова, и ничего не останавливается. Если же у нас заговоришь о банкротстве, то закрывается предприятие, вешается замок, люди увольняются. Нигде так не делается. Реабилитация и судебный процесс идут своим чередом, а человек, который довел до банкротства – отвечает, может быть, и перед судом, но на его место приходит другой и продолжает. Поэтому давайте начнем нормально работать – на место неэффективных пусть приходят новые собственники. Мы не должны тянуть неконкурентные компании за счет государства. Потому что мы будем тянуть их, помогать им, а в конце концов им все равно придет конец. Поручаю правительству разработать четкие понятные процедуры банкротства для физических и юридических лиц. Ничего страшного в этом нет», – заявил глава государства. Процедура должна быть максимально облегчена и прозрачна, дал указания президент, в том числе и по долгожданной процедуре банкротства физлиц.
По словам Эдуарда Полетаева, конечно, динамика предлагаемых преобразований для многих носит шоковый характер. Однако главный месседж послания, по его убеждению, весьма очевиден – страна выжила в предыдущие годы, выживет и теперь.
«Стоит отметить, что предыдущие послания главы государства были выдержаны в атмосфере оптимизма, да и перспективы на будущее просматривались отчетливо. Но внешние вызовы внесли свои коррективы. Президент говорил о достаточно суровых вещах и необходимости более мужественно преодолевать трудности. Ведь нынешний год был интересным временем для нашего общества – один только переход к инфляционному таргетированию сколько пересудов вызвал! Сейчас же такая атмосфера, что развитие любого государства зависит от способности властей своевременно делать поступки, подчас резкие, неожиданные, но в конечном счете необходимые. Только сильное государство занимается политикой планирования. Поэтому даже в нынешних экономически нестабильных условиях в послании были определены целевые индикаторы, в частности, обеспечить ежегодный рост экономики на уровне 5%, создать более 660 тыс. новых рабочих мест и т.д.», – поделился экспертным мнением Эдуард Полетаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.