Визит Джона Керри в Казахстан будет сигналом Москве и Пекину
По мнению Досыма Сатпаева, приезд госсекретаря США напоминает сценарий визита премьер-министра ЯпонииС 1 по 3 ноября состоится первый визит государственного секретаря США Джона Керри в Казахстан. Он посетит нашу страну в рамках своего официального турне по Центральной Азии, в рамках которого с 28 октября по 3 ноября побывает в Кыргызстане, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Туркменистане.
В РК Госсекретарь США встретится с Президентом Нурсултаном Назарбаевым и проведет двусторонние переговоры с высокопоставленными официальными лицами нашей республики. В частности, ожидается, что Джон Керри примет участие в четвертом заседании Диалога Стратегического Партнерства «США-Казахстан» и выступит с речью в «Назарбаев-Университете», посвященной роли центральноазиатских республик в решении глобальных проблем.
Центр деловой информации «kapital.kz» обратился к известному казахстанскому политологу, директору Группы оценки рисков Досыму Сатпаеву с просьбой прокомментировать предстоящий визит госсекретаря США Джона Керри в Казахстан, как и в целом его турне по странам Центральной Азии. С чем связана такая активность, какие договоренности могут быть достигнуты и как отреагируют на это страны ЕАЭС, в особенности Россия?
"Этот визит нужно рассматривать не в отдельном контексте, а в некоторой связке с аналогичными визитами, которые за последние несколько месяцев произошли в Казахстане и странах ЦА, в нашем регионе. Можно буквально перечислить очень интересные визиты начиная от премьер-министра Индии Нарендры Моди, президента Украины Петра Порошенко, который кстати в эти дни находится с визитом в Туркменистане. Затем в Казахстан приезжал президент России Владимир Путин, а буквально недавно в Астане побывал премьер-министр Японии Синдзо Абэ, который также совершил вояж по странам Центральной Азии. И вот сейчас появляется госсекретарь США Джон Керри. Это говорит о том, что все эти визиты в определенной степени связаны с тем, что «гости» пытаются четко обозначить свой интерес у нас в Казахстане и в нашем регионе. Интерес энергетический, геополитический и военно-политический@, - рассказал Досым Сатпаев.
По словам эксперта, если, например, взглянуть на предстоящий визит Джона Керри, то он чем-то напоминает визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ. Потому что японский премьер приезжал в Центральную Азию в связи с тем, что Япония немного обеспокоена чрезвычайной активностью Китая в этом регионе, особенно экономической экспансией Китая. К тому же, будучи в Центральной Азии Синдзо Абэ заявил, что Япония готова кредитовать и инвестировать центральноазиатские экономики, готова подключать к этому процессу японский бизнес.
Что касается Джона Керри, то как отметил Досым Сатпаев, его визит также связан в первую очередь с тем, что США обеспокоена не только активностью Китая, но и России. Причем, РФ больше в военно-политической сфере, особенно с учетом ситуации в Афганистане. Все эти геополитические движения по мнению Сатпаева являются дальним отражением той великой шахматной доски, о которой говорил когда-то Збигнев Бжезинский.
"Каждый пытается вести свою партию, пытается даже навязать свою игру. В этой связи приезд Джона Керри является отражением именно того, что США хочет четко обозначить, что ее интерес в Центральной Азии существует, как экономический, так и геополитический несмотря на то, что международная военная коалиция сократила свое присутствие в Афганистане. Что США готовы в какой-то степени сотрудничать со странами региона в разных сегментах и это в определенном смысле является знаком как для Москвы, так и для Пекина. Активность госсекретаря США как-бы посылает сигнал в столицы РФ и КНР о том, что Штаты не собираются полностью оставлять этот регион, даже невзирая на то, что некоторые страны ЦА подпортили свои отношения с Вашингтоном", - разъяснил Досым Сатпаев.
Прежде всего, имеется в виду Кыргызстан. В то же время отношения американцев с Узбекистаном находятся пока в стадии выравнивания. Тогда как самые неплохие партнерские связи у США в нашем регионе, по оценке Сатпаева, складываются в первую очередь с Казахстаном. А в настоящее время и с Туркменистаном, особенно в текущем 2015 году, когда Ашхабад посылал весьма четкие сигналы Вашингтону о своей готовности усилить военное сотрудничество с США с США с точки зрения обеспечения собственной безопасности.
К тому же, визит Джона Керри в Казахстан и страны региона по мнению директора Группы оценки рисков важен еще и с позиции зондирования почвы на предмет отношения разных государств ЦА к внешней политике США. Кроме того, как считает политолог, Джона Керри может интересовать ситуация в двух странах – Казахстане и Узбекистане. В двух государствах, которые по сути находятся на пороге транзита власти.
"Ведь для США очень важно понять к чему это может привести. Насколько Ислам Каримов здесь крепко удерживает свою власть, что ждет Узбекистан в будущем, насколько в Казахстане ситуация находится под контролем. Но транзит власти в этих двух крупных государствах Центральной Азии является конечно очень важным стратегическим вопросом абсолютно для всех игроков, будь то Китай, Россия или Соединенные Штаты. Понятно, что все они опасаются, что если ситуация выйдет из-под контроля, то это нанесет мощнейший удар по региональной безопасности в целом", - констатировал Сатпаев.
В то же время, по мнению эксперта не нужно ожидать от приезда Керри каких-то конкретных экономических соглашений, ведь по сути его появление в странах ЦА и Казахстане это больше дипломатическо-ритуальный визит. Например, в узбекском Самарканде должна пройти встреча в новом формате «ЦА 5 + 1», то есть пять стран Центральной Азии и США. По оценке Сатпаева, это тоже своего рода некая дипломатическая игра, которая должна продемонстрировать России и Китаю, что США пытаются рассматривать наш регион как единое целое, пытаются все страны ЦА включить в число своих партнеров.
"Рассчитывать на то, что там будут подписаны крупные экономические соглашения, произойдет продвижение по каким-то инвестиционным проектам не стоит, ведь статус самого госсекретаря все же предполагает внешнеполитическую миссию нежели экономическую", - подытожил казахстанский политолог.