Эксперт не видит смысла в досрочных парламентских выборах
О курсе тенге и возможности проведения досрочных выборов корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с Нурланом ЕримбетовымСвободно плавающий курс тенге стал форс-мажорной мерой правительства и Нацбанка, пренебрегая которой страна рисковала опустошить Национальный нефтяной фонд, долларовые запасы которого «сожглись» бы на поддержание курса тенге. В то же время, возможное проведение досрочных парламентских выборов в ближайшее время ничего не решит и никак не повлияет на повестку дня. Такое мнение корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz высказал известный казахстанский политолог, директор Центра социального партнерства ФНБ «Самрук-Казына» Нурлан Еримбетов.
По его словам, 28 млрд. долларов – колоссальная цена, которую государство заплатило, поддерживая курс национальной валюты. Если бы эта «игра» зашла слишком далеко, то мы бы остались без своих стратегических запасов, саккумулированных в Национальном фонде. По мнению Нурлана Еримбетова, психологический фон для «освобождения» тенге был выбран удачно.
«Когда во всем мире бушуют экономические катаклизмы, а все пространство СНГ сталкивается со все новыми экономическими вызовами и трудностями, Казахстан на этом фоне выглядит еще тихой, спокойной гаванью, где первый шок от резких изменений на валютном рынке сменился достаточно положительным эффектом: люди, граждане Казахстана, в кои-то веки начали чувствовать свою сопричастность с проблемами страны, стали испытывать определенную вовлеченность в те процессы, которые происходят у нас в республике. Наконец, мы уже сейчас становимся более экономными, понимая, сколь трудно – потом и кровью нам приходится зарабатывать себе на жизнь. Ключевое слово здесь именно – зарабатывать. В ближайшее время, я думаю, мы все переориентируемся от желания «получать» к потребности «зарабатывать» упорным трудом», – заявил Нурлан Еримбетов, комментируя последние события.
По словам политолога, который возглавляет Центр в структуре ФНБ «Самрук-Казына», выполняющий функции по профилактике трудовых конфликтов, произошедшая девальвация сгладила массу острых углов на предприятиях, которые в перспективе могли стать очагами возникновения трудовых споров и конфликтов. Там, где планировалось сокращение и заморозка зарплат, теперь люди продолжают выходить на работу и получать зарплату в прежнем объеме. То есть, невзирая на критические замечания в адрес непопулярной меры, в сфере, за которую отвечает Еримбетов, произошло очевидное ослабление той социальной напряженности, которую можно было бы ожидать в случае, если на предприятиях в различных отраслях производства начались бы повальные увольнения и сокращения заработных плат.
«Мы долгое время позволяли себе роскошь перекладывать всю ответственность за происходящие в стране процессы на правительство, на депутатов, на власть в целом. При этом, не принимая никакого участия либо участвуя пассивно в жизни собственной страны. Но теперь то мы осознаем, что в зависимости от нашего вклада в отечественную экономику мы и будем получать прямо пропорциональный эффект», – добавил Нурлан Еримбетов.
Возможные досрочные выборы в мажилис Парламента, о которых в последнее время ведутся разговоры как о некоем решенном вопросе, их значение, вне зависимости от тех внутренних событий, на фоне которых они могут проходить, кажутся политологу несколько преувеличенным. По его убеждению, досрочные парламентские выборы, будь они объявлены завтра, в принципе ничего не изменят в существующей повестке дня.
«В них нет решения наших проблем. Да, безусловно, есть задача о перераспределении государственных функций и передачи части полномочий Парламенту, местным органам власти. Но по большому счету, чем хуже нынешний состав мажилиса возможного нового созыва? Как в текущем, так и будущем составе будут находиться яркие личности, а будут присутствовать безмолвные ходоки и серые личности, о принадлежности которых к народным избранникам мы сможем узнавать только по депутатским значкам на лацканах пиджаков. Парламент он такой, какой есть: туда придут люди не хуже и не лучше нынешних», – заметил эксперт.
Выход он видит в том, чтобы не распускать мажилис Парламента до четкого и вразумительного ответа на вопрос: насколько хорошо текущий созыв поработал, в том числе и по конкретным персоналиям? Если будет признано, что нижняя палата Парламента из рук вон плохо справлялась со своими обязанностями, то тогда, возможно, ее действительно следует распустить. В противном же случае, по мнению политолога, достаточно будет заменить часть безынициативных депутатов на более активных личностей.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.