Как бороться с коррупцией в сфере образования?

Источники решения кроются в особенностях социального устройства

В пятницу, 4 сентября, на диалоговой площадке «Кипр»  состоялось экспертное обсуждение проблем и перспектив антикоррупционного образования в Казахстане.

Начало нового учебного года, которое совпало с началом реализации «100 конкретных шагов», – подходящее время, чтобы понять, приживется ли в стране новый урок. Готовы ли к раннему обучению борьбе с коррупцией школьники, студенты, а также их родители?

Коррупция и борьба с ней вошли в разряд «вечнозеленых», чем в информационной повестке госорганов и СМИ. Граждане, разделяя общепринятую позицию критики и неприятия коррупции, так или иначе, сами зачастую являются участниками коррупционных действий. Очевидно, что корни проблемы и источники ее решения кроются в том числе в особенностях социального устройства в качестве социальной, гражданской среды в стране.

В развитых странах с коррупцией борются не только «сверху» – посредством принятия законов, применения различных административных мер, но и «снизу» – через образование граждан, прививая им навыки антикоррупционного поведения, разъясняя права и обязанности, повышая общую правовую грамотность. Сторонники антикоррупционного образования исходят из того, что сами по себе формы и инструменты борьбы со взяточничеством не могут дать эффекта, если нет общества, в котором люди не приемлют коррупцию и готовы активно противодействовать ей. Образовательные проекты против коррупции инициировали и развивают Литва, Дания, Польша, Австралия, Индонезия, Болгария, другие страны. Проекты задействуют граждан на разных возрастных этапах – как в средних школах, так и в вузах, специальные пособия предназначены для еще более широкого и «взрослого» общественного круга.

Такой эволюционный образовательный путь изменения существующей ситуации в условиях Казахстана требует, во-первых, установки на последовательную деятельность в течение длительного периода времени. Во-вторых, очевидно, единственная сторона, обладающая достаточными ресурсами для реализации такой деятельности – власть – должна начать с себя.

По словам руководителя управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Армана Утепова, «в Казахстане впервые нормативно закреплено определение антикоррупционной культуры – это система ценностей, выражающихся в публичном порицании коррупции; отражает нетерпимое отношение к коррупции, предполагает стойкую гражданскую позицию «Честность и неподкупность – норма поведения»». По мнению спикера, с 2015/16 учебного года высшее и послевузовское образование пополнено элективной дисциплиной «Основы антикоррупционной культуры». Модельная учебная программа рекомендуется МОН РК вузам по всем специальностям бакалавриата для разработки своих рабочих программ по антикоррупционным дисциплинам.

В свою очередь ректор Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова Аскар Наметов уверен, что результатом непрерывного антикоррупционного образования и воспитания станут устойчивые к коррупции и умеющие ей противостоять образованные молодые граждане, пропагандисты и идеологи антикоррупционной работы.

Однако проблемой сегодня становится взаимодействие образовательных учреждений с иными институтами государства и общества. Вуз в этих условиях – единственный инициатор антикоррупционных образовательных мероприятий - сталкивается с определенной «неохотой» в их проведении со стороны государственных органов и лиц.

В целом совершенствование антикоррупционного образования в Казахстане, по мнению Аскара Наметова, возможно за счет выделения научных грантов на исследование и разработку технологии антикоррупционного образования и воспитания. Среди предложений ректора КГУ – организация республиканских семинаров, мастер-классов по обмену опытом в вопросах противодействия коррупции, а также направление финансовых средств на подготовку и издание учебников и пособий по данной тематике.

Юрист, преподаватель школы права КИМЭП Арман Шайкенов выделяет три стадии коррупционного поражения общества – казуальную (встречается всегда и везде, от случая к случаю), системную (поражает государственный аппарат целиком) и тотальную (находится в головах большинства населения). Борьба с коррупцией возможна только при наличии гражданского общества. А единственный путь к таковому – образование в широком смысле.

«Ни приказ сверху, ни правительственная программа, ни даже интенсивная пропаганда не помогут создать гражданское общество. Коррумпированные государственные органы принципиально не могут быть заинтересованы в борьбе с коррупцией, более того, они неизбежно будут гасить любую хоть сколько-нибудь эффективную антикоррупционную инициативу, потому что она будет угрожать самому их существованию». «Если есть понимание, что коррупция разрушает цивилизацию, наш долг и способ противостоять ей», - подчеркивает Арман Шайкенов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤