Каким быть социальному контракту?
Ответить на этот вопрос пытались бизнесмены, политологи и экономисты в Дискуссионном клубе «Атамекен»В Дискуссионном клубе «Атамекен» весьма бурно обсуждалась идея Председателя Правления НПП Аблая Мырзахметова о заключении социального контракта между Правительством и населением страны. В самом начале заседания модератор Эдуард Полетаев отметил, что сама идея родилась не на голом месте, и опирается на наследие французских мыслителей эпохи Просвещения, в частности, Жан-Жака Руссо. Однако в новых экономических реалиях Казахстана эти идеи обретают иной, практический смысл.
«Это, в принципе, известный способ установления устойчивого развития и процветания. Другое дело, в каком виде мы будем его понимать?», – отметил политолог. По его словам, озвученная идея заслуживает того, чтобы «из метафоры превратиться в реальность». Дальнейшее обсуждение показало, что само понятие «социальный контракт» по-разному трактуется участниками дискуссии.
Первый шаг - восстановить доверие общества к власти
Известный предприниматель, управляющий хедж-фонда «Асадель Капитал SPC» Маргулан Сейсембаев отметил, что «прежде чем, приступать к заключению общественного договора, нужно восстановить доверие между обществом и Правительством».
«Доверия к власти сейчас нет. Я подразумеваю и Правительство, и Нацбанк, как исполнительные органы… И в этом смысле нужно понять, что одних заявлений с их стороны недостаточно. Я считаю, что нужно как в цивилизованных странах, - Корее и Японии, - где официальные органы сначала признают ошибку. Это как примирение двух поссорившихся людей, где одна сторона должна признать ошибку – это первый шаг. Второй – это принесение извинений», – считает предприниматель.
Третий шаг – это построение самого контракта, как программы совместных действий народа и Правительства. Однако здесь бизнесмен отметил, что главными принципами социального контракта должны выступать открытость и прозрачность.
«У нас, к сожалению, этого нет. Правительство и Нацбанк работают по принципу «черного ящика», а мы, народ, ждем, что из него вывалится. В данном случае, вывалилась девальвация... И хорошо еще, что население верит Президенту, и благодаря его вмешательству проводится компенсация тенговых вкладов и другие меры… Но мы не видим системного, стабильного механизма работы Правительства и Нацбанка... Нет прозрачности», – сетует экс-президент «Альянс банка».
Еще один важный принцип будущего социального контракта, по мысли Маргулана Сейсембаева, это предсказуемость поведения власти.
«Предсказуемость подразумевается так: сказал – сделал. Не получилось - вышел и объяснился. Не получилось второй раз: извини, уходи! Ну, не справляешься, систематически не справляешься!», – сказал бизнесмен.
По мнению предпринимателя, любой договор подразумевает обязанности, как минимум, двух сторон. И гражданам на это стоит обратить внимание. Впрочем, как считает М.Сейсембаев, в ситуации с новым курсом тенге, народ сполна заплатил за свое доверие к правительству, и за его ошибки, считает участник дискуссии. «Население платит Правительству своей лояльностью, но на это надеяться нельзя вечно», – указал эксперт на опасность социального напряжения.
По его мнению, многие проблемы современной экономики вытекают из-за скудного набора экономических индикаторов, которыми Правительство и Нацбанк оценивают свою работу. «У нас есть один большой недостаток в самой системе координат – это статистика. Существует огромный пласт статистической информации, который создается не только Правительством и Нацбанком. В развитых странах есть статистика, исходящая от Нацбанка, и Правительства, а есть статистика, исходящая от университетов, от хеджфондов, от институтов, от банков и т.д. И есть индикаторы, по которым мы можем судить о здоровье экономики. Они состоят из четырех видов: индикаторы опережающие; индикаторы своевременные; индикаторы запаздывающие. Так вот индикатор ВВП – это индикатор запаздывающий… Представьте себе, сегодня весь Казахстан мчится, глядя не вперед, а в зеркало заднего вида, поскольку мы смотрим как изменился ВВП за позапрошлый квартал и делаем какие-то выводы», – отметил бизнесмен-экономист.
По его мнению, Национальная палата предпринимателей «Атамекен» должна взять на себя функции измерения 5-10 опережающих индикаторов, но, чтобы «не возбуждать ревность Нацбанка и Правительства», это должны быть опережающие инструменты измерения состояния экономики, которые в тоже время, могли бы служить средством перепроверки официальной статистики. «Мы, как общественность, получим третий источник информации, кроме Нацбанка и Правительства – НПП», - предложил предприниматель.
«Вот приедет барин, барин нас рассудит…»
Свое видение социального контракта изложил Генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов. «На самом деле изменение общественного договора нужно, я считаю, давно, и это не связано с кризисом, не связано с девальвацией. Будет крайне обидно, если эта попытка сформулировать новый диалог будет ограничена конъюнктурными экономическими вещами», – считает аналитик.
Препятствуют диалогу патерналистские настроения в обществе. «Сегодня у нас взаимоотношения власти и населения выстроены патерналистски – власть сверху, общество снизу. Народ ждет и молчит, надеясь, что умная власть все сделает сама, а народ молча скушает. И вот отсюда идет закрытость и непрозрачность действий власти», – говорит А.Кусаинов.
Нынешние обещания о компенсации вкладов населения в тенге аналитик считает оскорбительным заигрыванием. «Я противник того, чтобы компенсировать тенговые вклады… В принципе, это деятельность каждого экономического субъекта. Человек поверил в тенге - это его выбор. Нужно его (выбор) уважать. И не нужно говорить: «Бедный ты, несчастный, на тебе денежку, потому что ты такой тупой, что взял и не увел свои деньги в доллары». Это, на самом деле, неуважение к гражданину! Это формирует неправильные сигналы и неправильные взаимоотношения. Теперь народ просто тупо требует: «Держите курс, потому что у меня средняя зарплата 700 долларов, и вы просто обязаны!» Объясняй - не объясняй, что там нефть в цене падает – бесполезно! «Ты мне обязан!» - и всё. И этот конфликт, он на самом деле лезет везде, и в информационном пространстве, и в нашем партийном пространстве. Это давний, застарелый конфликт, который требует своего разрешения», – указал исследователь на доминирующие настроения в обществе.
Другой напастью, по мнению эксперта, является усиление госкапитализма. Природа этого явления также связана с патернализмом - это обратная сторона медали того же самого явления: «Власть нам, как бы, говорит: «Мы консолидируем общество, мы консолидируем финансы, потому что мы Правительство, нам виднее. А вы народ, вы туповатые. Мы будем управлять, а вам будем что-то давать взамен».
По мнению А.Кусаинова, нужно менять формат диалога с властью – патерналистский настрой должна сменить идеология партнерства. Власть выступит гарантом поддержки любой инициативы «снизу», при условии, если будут четко разделены риски и ответственность. Нужно отказаться от «подачек», то есть, вбросов в экономику бюджетных денег, именуемых «государственной поддержкой», и перейти к «поддержке развития». «У нас государственная система в итоге вылилась в то, что казахстанский бизнес хромой, и не может без госденег, без этого фонда «Даму». А ведь «Даму» начинался как Фонд развития и именно поддержки предпринимательства – поддержки старапов... Сегодня он превратился просто в костыль. Дескать, вот тебе субсидии, без них ты не выживешь, но, чтобы ты как-то работал, вот тебе будем давать денег. Это в чистом виде госкапитализм. И эта парадигма должна провернуться ментально», - считает эксперт.
«Когда идет партнерское взаимодействие - это означает, что государство признает, что общество сильное. Что граждане сильные. Что с ними нужно «партнерить». Это другая парадигма», - отмечает экономист. По его мнению, все проблемы патернализма отражаются в информационном пространстве, которое является зеркалом общественного диалога.
«Если возникает партнерство, то государство начинает дискутировать с обществом, как с партнером. А это значит, что государство задает те темы, которые интересны обществу. А это значит, что телеканалы, какое-то пространство формируется свое – не российское, не украинское и т.д», - уверен исследователь.
Куда ж ты мчишься, локомотив «Казахстан»?
Исторический экскурс проблемы социального контракта представил политолог, вице-президент ОФ «Абай Ақпарат» Айдос Сарым. По его мнению, такой негласный контракт в Казахстане заключали дважды. Первый был заключен в 1986 году, и он «сводился к тому, что граждане поменяли свои права на гражданский мир и спокойствие».
С ростом экономики Казахстана, как независимого государства, партнерские отношения были фундаментом равновесия в стране. «1996 год - цены на нефть, помните? Новых контрактов не было, был «дикий капитализм». И тогда, я думаю, этот полуторный контракт и сработал. Государство сказало: «Люди, обогащайтесь, мы вам мешать не будем! Создавайте банки, создавайте производства, торгуйте чем хотите, мы вам позволяем заниматься бизнесом, мы какую-то часть гарантируем от итогов приватизации и т.д.», - вспоминает политолог.
Но затем ситуация изменилась: государство стало больше увеличивать свой вес в экономике, оттягивая на себя все большие и большие её куски. «Это произошло везде: в политике, в экономике - государство везде несоизмеримо выросло. И тогда вступил в силу второй контракт - он называется «Права в обмен на экономический рост, или благополучие». Вы, остальные – молчите! Оппозиции не надо, прав своих не требуйте, а мы вам обеспечим какой-то рост. И особенно это получалось, когда нефть была очень дорогой», - рассказывает Айдос Сарым. – «Сейчас мы пришли к тому времени, когда результаты и первого, и второго контрактов обнуляются».
По мнению исследователя, сегодняшний Казахстан напоминает поезд, которым управляют неквалифицированные машинисты, что топят котел кизяком, вместо технически стандартизированного топлива. К этому привело отсутствие конкуренции во всех сферах общественной и экономической жизни.
«Мы соглашаемся на то, чтобы не идти на социальные протесты, сохраняем веру в государство. Но и оно должно гарантировать конкретные вещи. Власть должна вернуть людям то, что бездарно и слепо было ей отдано – наши права», - говорит г-н Сарым. – «Сравним нашу государственность с поездом. Чтобы он ехал с определённой скоростью, раньше хватало кизяка, подкидываемого в топку. Потом пришел период, когда надо было использовать дрова. Сейчас нужно совершенно иное топливо - энергия нашего населения, основанная на доверии к власти».
Нужен некий «патриотический акт», который восстановит баланс интересов всех слоев общества. Но велика вероятность, что этот акт, по примеру США, провозгласят сторонники «закручивания гаек». И это станет новым социальным контрактом, ради которого народ отдаст свободу во имя безопасности. Чтобы этого не произошло, во власть должны прийти новые люди. И они, по мнению политолога, уже появились в обществе.
Внештатный советник Председателя правления НПП «Атамекен» Денис Кривошеев уподобил страну шахматной доске, на которой необходимо установить жесткие правила игры.
«На мой взгляд, государство должно стать шахматной доской, в которой участвуют разные фигуры, но при этом установлены чёткие правила и. А кто станет пешкой или королем – это выбор каждого из нас», - считает эксперт.
По его мысли, новый социальный договор должен быть сформулирован тремя-четырьмя словами, понятными «любой бабушке на лавочке и ребенку». Образцом для подражания для него является слоган Великой Французской революции «Свобода, равенство, братство».
Свою ремарку вставил Маргулан Сейсембаев: «Денис, конечно, правильные вещи сказал. Но, у нас нет трёх слов, за которые можно умереть. У нас вывод денег в офшоры происходит из-за того, что никто не верит в это».
Экономист и проректор UIB Магбат Спанов провел параллель между обвалом тенге и памятным «августовским путчем» 1991 года, приведшим к развалу Советского Союза (примечательно, что оба события произошли 20 августа).
«Конечно, трудно найти премьера, который был бы идеальным для всех. Так пусть президент устроит праймериз, назовет три кандидатуры на этот пост, и они представят свои программы. Я, например, считаю, премьером мог быть и Кушербаев (действующий аким Кызылординской области, прим.авт), и Тасмагамбетов (действующий министр обороны). Это люди, которые могут брать на себя ответственность, могут что-то делать, а не отмалчиваться на заседаниях, скидывать всю ответственность на помощников, а потом говорить: «Мы объявляем новую экономическую политику», - весьма эмоционально обозначил свою точку зрения спикер.
Сотрудник отдела экономической безопасности агропромышленного холдинга «Байсерке-Агро» Кирилл Павлов поддержал коллегу и предложил своего кандидата на должность главы Нацбанка.
«Нацбанк должен быть открытым и честным перед бизнесом и гражданами. Его должен возглавить не только профессионал, но и человек с крепкими, стальными нервами. Из тех, кто сейчас на свободе и кто в стране, мне кажется, вполне подошла бы Умут Шаяхметова», - считает спикер.
Вернуться к Конституции
Вернуться к Конституции и наполнить ее нормы конкретным содержанием, предлагает директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев. Аналитик испытывает сильные сомнения относительно перспектив нового социального контракта.
«Я даже не представляю, как этот договор будет работать на практике. У нас самый главный договор – это Конституция, которую мы обсуждали, принимали. Но она не работает, как не работают все законы. Власть что-то придумывает время от времени, чтобы создать видимость общественного договора», - констатирует исследователь общественного мнения.
Он скептически относится к возможной подмене самой сути договора ритуалом его подписания: «Если договор будет подписан между правительством, НПП, Гражданским альянсом, профсоюзами – на мой взгляд, грош цена этому договору… Спрашивается, кто будет ответственным за реализацию этого договора, даже если его подписать? Как ответственна наша власть мы видим по элементарному обеспечению законодательства, которое нарушается. Нет, надо подумать, как это будет работать», - высказал свои сомнения участник дискуссии.
Политолог Марат Шибутов предложил от теории перейти к конкретике.
«Я бы хотел предложить НПП сделать свой прогноз состояния Казахстана в зависимости от ситуации на мировых рынках… По социальной ответственности. У нас есть хороший инструмент – Закон «О минимальных социальных стандартах». Стандарты сейчас разрабатываются в этом документе по всем сферам. Большой вопрос к Бердибеку Сапарбаеву, как к ответственному вице-премьеру: давайте с НПП, которая представляет с одной стороны и работников, и бизнесменов, нуждающихся в платежеспособном спросе - Палата должна посмотреть, что там в этих социальных стандартах будет. Потому что, если мы убьем платежеспособный спрос, у нас две трети малого и среднего бизнеса просто умрет», - отметил политолог.
Он напомнил, что в сентябре в Парламент будут внесены 59 законопроектов, в которых определены контуры будущей системы социальной модернизации, и предложил внимательно ознакомиться с новациями всем НПО и экспертам Палаты. Он также считает необходимым пересмотреть бюджет страны в сторону сокращения непродуктивных трат. А заседание Дискуссионного клуба «Атамекен» политолог предложил завершить принятием итогового документа-анализа всех социальных проблем и вынесением его на обсуждение Правительства.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.