Нужен ли в Казахстане закон о тунеядстве?
О социальном иждивенчестве рассуждают экспертыСущность закона о тунеядстве, введенного в Беларуси в начале текущего года, заключается в том, что все гражданские лица после 18 лет, за исключением инвалидов, студентов, а также матерей детей до 14 лет, должны платить государству налог со своего заработка. Закон также не будет распространяться на женщин, достигших 55 лет и мужчин, достигших 60 лет. По закону, неуплата или не полная уплата налогов приведет к наложению штрафов или административному аресту.
«Иждивенцы пользуются всеми благами государства, получая бесплатное образование, медицинское обслуживание, оплачивая услуги ЖКХ по дотируемым государством тарифам. А потом еще приходят к государству и требуют достойную пенсию. Пора прекращать это иждивенчество! Надо заставить этих людей работать и прекратить раздавать бесплатно блага тем, кто не работает», - цитирует слова Александра Лукашенко информационное агентство БелТА .
Отметим, что, по данным газеты «Комсомольская правда», официальная статистика в Беларуси насчитывает меньше 22 тысяч безработных. По озвученным данным, в Беларуси 500 тысяч официально не работающих, из них 100 тысяч - домохозяек и тех, кто работает на собственных подворьях. Разницу статистик министерство труда и соцзащиты отказалось комментировать. По всей видимости, большая часть из них нелегальные трудовые мигранты.
Стоит ли в Казахстане ввести в Уголовный кодекс статью за тунеядство? Каким образом нужно упорядочить законодательную деятельность фрилансеров? Причиняют ли они вред экономике, не уплачивая налоги? На эти вопросы ответили казахстанские адвокат Жангельды Сулейманов и юрист Александр Каплан.
Жангельды Сулейманов поддерживает идею Александра Лукашенко, но в то же время считает, что между идеей и реализацией всегда есть разрыв. Он предлагает ввести административную ответственность , по сути, за незаконную предпринимательскую деятельность. Фрилансер по сути осуществляемой деятельности состоит с заказчиком не в трудовых, а в гражданско-правовых отношениях. Осуществляемая деятельность является предпринимательской, стало быть, представляет собой деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли, осуществляемую на свой страх и риск.
По мнению юриста, принцип государства – права и обязанности. Существуют право работать и обязанность уплачивать налоги.
«Лица, которые не принимают участие в уплате налогов, пользуются благами государства: ездят по дорогам, обращаются в государственные органы, их дети ходят в государственные школы за счет тех людей, которые исправно платят налоги. Это неверно и несправедливо» - считает спикер.
Адвокат разделил фрилансеров на две группы – те, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, и те, которые не состоят на учете как индивидуальные предприниматели. Первые в свою очередь делятся еще на три подгруппы – те, которые платят налоги, те, которые не точно платят налоги, и те, кто вообще их не платит. Наносят ущерб экономике, по словам Жангельды Сулейманова, именно те гражданские лица, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей и не платящие налоги.
«Если эти фрилансеры работают для других граждан, тогда, возможно, они не платят налогов, но как только фрилансер работает на какую-то организацию, налоги удержит сама эта организация. Ни одна компания не будет заключать договор с фрилансером без удержания налогов. Ни одна компания не оплатит не одного тиына без удержания налога. По этой части они не могут наносить ущерб государству», - говорит эксперт.
На вопрос о том, как можно собирать налоги с тех, кто занимается самостоятельной деятельностью, Жангельды Сулейманов поясняет, что существуют специальные органы, которые собирают налоги методом мониторинга, то есть отслеживают, контролируют и выявляют такие гражданские лица.
Адвокат также заявил, что, согласно статье 39 Конституции РК, закон может ограничивать любые права, в том числе и право выбора работы. Из этого следует, что борьба с тунеядством в данном случае, в Беларуси, сочетается с правом на труд, отдых и в целом с правами человека.
В свою очередь юрист Александр Каплан подчеркнул, что на данный момент декрет президента Республики Беларусь «О предупреждении социального иждивенчества» не имеет юридической силы, потому что является декретом, а не законом и не вступит в силу до тех пор, пока не будет утвержден Национальным собранием Беларуси. Отметим, что данный декрет налагается на лица, которые не участвуют в финансировании государственных расходов менее 183 дней в год (то есть не платящих налоги). Декрет распространяется на тех лиц, которые относятся к трудоспособному населению, но по тем или иным причинам не работают. Спикер считает, что борьба с тунеядством прекрасно сочетается с правом на труд, правом на отдых и с правами человека, потому что существует статья в Конституции Беларуси.
Юрист также привел статистику по безработице в Казахстане, уровень которой, по показателям на январь 2015 года, составил порядка 460 ты. человек, или 5% от трудоспособного населения.
«Нужен ли Казахстану аналогичный закон? Нет, не нужен, поскольку наша экономика с уровня работодателя не сможет трудоустроить это огромное количество людей, а отдельно взятый «тунеядец» попросту не сможет оплатить соответствующий сбор. В нашей стране, к сожалению, практически нет своего производства (кроме добычи природных ресурсов), которое является самым трудоемким. В городах развивается предпринимательство, но оно в основном связано с услугами, которые менее трудоёмки и для которых нужно меньшее количество людских ресурсов», - резюмировал Александр Каплан.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.