Данияр Ашимбаев: ЭКСПО сейчас нужна новая идеология
Эксперт надеется, что после чистки в рядах нацкомпании, она, наконец, найдет свою идеологиюМеждународная специализированная выставка «Астана ЭКСПО-2017» стала заложницей постоянной реорганизации и смены руководства. За нее несли ответственность различные ведомства и государственные деятели, что в итоге привело к раскоординации управления, когда менеджмент ЭКСПО-2017 по сути был предоставлен сам себе: осваивал деньги и строил объекты без какого-либо идеологического наполнения – зачем мы это делаем и что мы хотим показать: то ли импортные достижения, то ли предметы национальной гордости, собственные уникальные проекты. Последней каплей стали коррупционные скандалы, хотя тревожные тенденции в рамках реализации этого амбициозного проекта уже были видны и раньше. Такое мнение сегодня в Астане высказал эксперт-политолог, руководитель информационно-издательского проекта «Кто есть кто в Казахстане» Данияр Ашимбаев.
Отвечая на вопрос корреспондента Центра деловой информации Kapital.kz о том, каковы на его взгляд перспективы международной выставки ЭКСПО-2017 в свете не только коррупционных скандалов, но и взаимных упреков в неэффективном управлении, которые публично начали высказывать бывшие менеджеры нацкомпании, Данияр Ашимбаев ответил:
«Заметьте, что у нас возникает парадоксальная ситуация. Есть темы, которые все стараются воспринимать позитивно. Все хвалили ЭКСПО, были победные релизы, говорилось о том, сколько гостей приедет и сколько объектов будет построено. Но выяснилось, что пока критика не прозвучала со стороны президента, мало кто обращал внимание на реальное состояние дел. Все были поглощены благодушием. Хотя никто не запрещал критиковать подобные вещи, как и не нужно стесняться этого делать. Да, есть недоработки. Был скандал с невыплатой зарплаты. Есть вопросы о нереализованных проектах. Вот сейчас возник огромный коррупционный скандал. И пока глава государства не подверг эту ситуацию критике, никто об этом серьезно не задумывался. Все только в сторонке хихикали, но никто принципиального вопроса не ставил», – говорит Данияр Ашимбаев.
По его словам, «выставка стала заложницей реорганизации».
«…Если вы помните ею ведало Министерство экономики, затем ею занимался покойный Нурлан Каппаров. Одно время если мне не изменяет память – несколько месяцев, в компании даже не было председателя совета директоров. В этих условиях менеджмент занимался чем? Конечно, освоением бюджетов и строительством, а идеологии – того, что должно быть на ЭКСПО, не было озвучено. Президент эти вещи озвучивал, что-то озвучивало правительство, но до уровня исполнителей, то есть до самой нацкомпании это не дошло», - заявил Ашимбаев.
Он отметил, что под тему ЭКСПО сейчас можно подвести что угодно, но следует задуматься, зачем нам эта выставка? Ведь эта выставка имиджевая: выставка достижений нашей экономики, науки и культуры. И нужно задать вопрос – что мы хотим на ней показать. То, что мы купили в других странах или то, чем мы гордимся.
«Хоть и времени осталось очень мало, но ЭКСПО сейчас нужна новая идеология. Я надеюсь, что после той чистки, которая произошла в ее рядах, с учетом той критики, которую высказал президент, там, наконец, возьмутся за ум и проект доведут до своего логического завершения», – констатировал эксперт.
В то же время, мы попросили Данияра Ашимбаева поделиться своим экспертным мнением относительно раздробления функций бывшего Агентства финансовой полиции между Агентством по делам госслужбы и противодействию коррупции и Комитетом госдоходов Минфина, в недрах которого создана новая Служба экономических расследований (СЭР).
«Если смотреть на ту реформу, которая произошла, то в контексте одного месяца, эта реформа кажется глобальной и значительной. Но если мы посмотрим на более широкий контекст – за последние, скажем, 10-12 лет, то мы увидим, что все модели оптимизации госорганов у нас уже были реализованы. У нас Минкультуры объединялся с Минобразования, промышленность с сельским хозяйством, индустрия с инновациями. Все что можно было реализовать, уже было реализовано. И не по одному разу. И, на самом деле вопрос не в том, какие полномочия у госоргана и как он будет проводить свою политику, а в том – настроен ли его руководитель, настроены ли его служащие на реальную работу», – прокомментировал Данияр Ашимбаев.
По его словам, зачастую мы видим, что многие вопросы ходят по кругу. Он привел простой пример. Есть у нас Комитет по делам молодежи. Через год многим кажется, что эта функция лишняя, Комитет занимается неизвестно чем и поступает предложение: давайте, его сократим! Его сокращают, но через год – те же люди, те же, кто критиковал его работу, говорят, что у нас нет госоргана, отвечающего за молодежную политику: давайте, снова его создадим!
«Многим нашим реформам не хватает последовательности. Будет ли финпол вместе с госслужбой, будет ли отдельно от госслужбы, какие-то функции перейдут в финконтроль, какие-то перейдут Комитету госдоходов… На самом деле это вопрос второстепенный. У нас был государственный следственный комитет и финпол в составе госоргана, подотчетного президенту. У нас финмониторинг создавался то при Генеральной прокуратуре, то при Минфине. Вопрос в том, как заставить их работать. А это вопрос – более значимый. Это вопрос повышение качества госаппарат», – отметил эксперт, отвечая на наш вопрос.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.