Как привлечь к ответственности TRAVEL SYSTEM?
Несостоятельный туроператор снова в фокусе внимания в АстанеВ Астане вновь обсудили урегулирование ситуации вокруг несостоятельного туроператора TRAVEL SYSTEM. На сей раз оперативное собрание провела депутат Мажилиса Парламента Светлана Романовская, возглавляющая некоммерческую организацию «Национальная лига потребителей». Среди активных участников полилога на злободневную тему: «что делать с TRAVEL SYSTEM?» оказались представители НПП «Атамекен» и Комитета гражданской авиации министерства инвестиций и развития (МИР) РК.
Как заявила с места в карьер депутат Романовская, ее Лига потребителей получила и опубликовала на своем профильном сайте перечень лиц, кому въезд в зарубежные отели «заказан», кто является пострадавшим от действий недобросовестного туроператора в потенциале: приобрели путевки, но выехать не успели. По ее словам, это может заблаговременно помочь нашим гражданам не попасть в патовую ситуацию за границей. При этом, как заявил директор Департамента индустрии и туризма МИР РК Тимур Дуйсенгалиев, сейчас уже окончательно известно количество реально и потенциально пострадавших от TRAVEL SYSTEM: это порядка 2 тыс. человек. Их трансферы никак не обеспечены, но, тем не менее, многие из них до сих пор остаются в Казахстане, что уже позволяет локализовать масштабы аферы туроператора.
Между тем, по признанию зампредседателя Комитета гражданской авиации МИР РК Талгата Ластаева «Эйр Астаной» в ближайшие две недели на родину будет доставлено 1200 человек, пострадавших от действий недобросовестной компании и «небольшое количество» авиакомпанией SCAT.
По мнению чиновников, благодаря отмене два года назад чартерных рейсов зарубежных авиакомпаний, положение с TRAVEL SYSTEM во многом удалось выправить. Ведь теперь заграницу наших туристов по закону доставляют национальные авиакомпании, с которыми всегда легче договориться о взаимопомощи.
Тут же Тимур Дуйсенгалиев отметил, что представители МИР РК обратились в Генпрокуратуру, МВД и другие правоохранительные органы, дабы выяснить точное местонахождение руководителя TRAVEL SYSTEM, все данные о зарегистрированном на него имуществе, в том числе и за рубежом. Однако, как посетовала депутат Светлана Романовская, один в один повторяется история с «Гульнар Тур».
«Руководитель «Гульнар Тур» смог избежать уголовной ответственности, благодаря тому, что скрылся за границей. Наши правоохранительные органы не сумели его заполучить и призвать к ответу. Хотя, в принципе, было известно, что его дети учатся в лондонской школе на Туманном Альбионе. И что, наверняка, и их отец где-то рядом. Однако ущерб в 8 млн долларов, который он причинил своими действиями, так и остался некомпенсированным. Неужели и сейчас нам придется лишь разводить руками и лишь сетовать на мошеннические действия, без каких-либо эффективных мер по обнаружению руководителя TRAVEL SYSTEM?! Вчера я сделала по этому поводу депутатский запрос на имя премьер-министра страны Карима Масимова. Одним из ключевых вопросов в моем обращении на имя председателя правительства было предоставление информации о движении по уголовному делу «Гульнар Тур» в части розыска сбежавшего руководителя, а также сведений, касающихся поиска очередного недобросовестного менеджера - туроператора TRAVEL SYSTEM», – решительно сказала Светлана Романовская.
Участники брифинга постарались развеять, по их утверждениям, миф о том, что глава несостоятельного туроператора сбежал в Европу только потому, что авиакомпания SCAT подала на TRAVEL SYSTEM гражданский иск о взыскании порядка 2,5 млн долларов задолженности. Слухи эти, якобы активно циркулирующие сейчас в обществе, возможно подогреты датой обращения авиакомпании SCAT в судебные органы. Это случилось 26 мая, а в начале июня глава TRAVEL SYSTEM покинул Казахстан.
«Уверяю вас, что никакого отношения наш гражданский иск о взыскании задолженности с TRAVEL SYSTEM не имеет к бегству его руководителя. Он должен был и раньше 496,5 млн тенге нашей авиакомпании, мы его предупреждали, что будем взыскивать задолженность. Однако мы дали ему определенное время, дали время туристическому рынку в его лице, потому что рынок сотрясал скандал с «Гульнар Тур» и требовался какой-то период, чтобы все успокоилось и все пришло в нормальное русло. Но от своих претензий мы никогда не отказывались и заявляли их TRAVEL SYSTEM, надеясь на совесть и здравый смысл туроператора, что он самостоятельно погасит существующую задолженность. Но ни одного цента мы от него не увидели», – заявил директор летного комплекса авиакомпании SCAT Юрий Айфальд.
Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz обратился к участникам встречи с вопросом: возможно ли вообще говорить о профилактике принципа «пирамиды» в туристической отрасли, ведь, как мы видим, очень трудно предугадать, когда тот или иной туроператор из добросовестного участка рынка превратиться в его антипод?
Секретарь Комитета туристской отрасли НПП «Атамекен» Олег Мецик так ответил на наш вопрос:
«Есть три механизма, которые способны максимально нейтрализовать негативные последствия так называемых «пирамид» в туристической отрасли. Два из них уже задействованы. Это, как сказали мои коллеги, вступивший в силу законодательный запрет на турполеты за рубеж чартерных рейсов иностранных компаний. Благодаря ему сейчас, как мы видим, гораздо легче разрешать ситуацию с вывозом наших граждан силами национальных авиаперевозчиков. Помимо этого, на законодательном уровне, было принято разграничение на «туроператоров» и «турагентов». В случае с TRAVEL SYSTEM это привело к тому, что помимо аффилированных с ним фирм, в дело продажи путевок была вовлечена масса турагентов, каждый из которых несет свою долю ответственности. Все они находятся в стране. Ну и, наконец, то чего мы и добиваемся по сей день. Мы добиваемся законодательного закрепления «финансовых гарантий» со стороны туроператоров. То есть, определенных взносов на «черный день», – сказал он.
Однако это должно быть не общей кассой, а финансовой гарантией определенной компании.
«Но я прошу не путать эту инициативу с идеей всеобщего фонда, где каждый бы терял деньги, в случае если бы кто-то из туроператоров совершил нечто такое как TRAVEL SYSTEM. То есть, это не должна быть общей кассой, куда все бы перечисляли свои страховочные взносы. Это должна быть «финансовая гарантия» одной конкретной компании. Не смог обеспечить отдых туристам, тогда будь добр отвечай своей «финансовой гарантией», – пояснил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.