Плюс 1 к ЕАЭС
Мантра Вашингтона пока не работаетКарма у ЕАЭС, конечно, подпорчена антироссийскими санкциями и низкими ценами на нефть, однако интерес к альянсу постоянно растет. Кыргызстан, объявивший еще в прошлом году о своем желании примкнуть к союзу, наконец, утряс все вопросы и стал полноценным участником. Другие страны уже выстраиваются в очередь для создания зон свободной торговли с ЕАЭС – доступ к огромному рынку обеспечит им существенный рост. Об этом и не только говорилось в ходе первого саммита союза России, Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана, который прошел в Москве.
Свободные отношения
В ходе саммита Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана, заявил, что Евразийский экономический союз 29 мая подпишет свое первое соглашение о свободной торговле с Вьетнамом.
«29 мая в рамках заседания межправсовета планируется подписание первого соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. Хочу отметить, что по итогам многосторонних переговоров были достигнуты взаимовыгодные условия по доступу на рынок товаров, определены параметры взаимодействия в части торговых услуг», – отметил глава государства. Владимир Путин, президент России, добавил, что аналогичные соглашения прорабатываются на уровне экспертов с Израилем, Индией и Египтом. «Перспективным представляется развитие экономического сотрудничества Евразийского союза с Китайской Народной Республикой», – сообщил российский президент.
Не исключено, что для активизации подписания соглашения с Вьетнамом премьер России Дмитрий Медведев летал туда в апреле. «Мы действительно не только неоднократно выражали свое желание работать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), непосредственно с Вьетнамом, но и совершили и практические шаги в этом направлении за последние годы», – заявил он.
К числу практических шагов по расширению сотрудничества между РФ и Вьетнамом, в частности, относятся договоренности об участии в различного рода мероприятиях, саммитах, например, по линии АСЕАН, отношения между отдельными странами и новым интеграционным объединением – Евразийским экономическим союзом и целый ряд других практических шагов. «То есть я рассматриваю здесь весь набор наших возможностей и наших действий, начиная от контактов на высшем и высоком уровне и заканчивая обычными межчеловеческими отношениями, включая отношения между представителями бизнеса», – сказал российский премьер. Важным здесь является соглашение о зоне свободной торговли. «По сути, Вьетнам получит доступ на рынок, который включает не только население РФ, но и наших партнеров, а это практически на 40 млн человек больше», – подчеркнул Медведев.
Владимир Мазырин, руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД), согласился с тем, что ЕАЭС становится центром сплочения азиатских стран, но не стал бы ограничивать круг только этими государствами. «А Турция, Египет, Аргентина, Венесуэла? Конечно, сплочение мы де-факто предлагаем на антиамериканской основе, а на это пойдут далеко не все желающие укрепить связи с Россией. Здесь и кроется ответ, почему стремятся те, кто заявил о желании создать ЗСТ с ЕАЭС и, тем более, стать его членом. Конечно, геополитикой дело не ограничивается, но она является определяющим фактором для многих, в том числе для РФ в отношениях с Вьетнамом. Экономика идет «вторым темпом», – добавил руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИДВ РАН. Однако, полагает он, более популярным форматом у наших азиатских партнеров в ближайшие годы будет не ЕАЭС, а Шанхайская организация сотрудничества. «Это более сильная, сформировавшаяся, авторитетная организация, а ЕАЭС еще предстоит обрести свое лицо, найти реальный алгоритм интеграции. Я вижу в новом союзе, как он позиционируется на деле после украинских событий, мост не между Европой (ЕС) и Азией, а между ядром СНГ и Азией (Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего)», – добавил Владимир Мазырин.
Зоны свободной торговли вне зависимости от участников дают возможность расширения рынков товаров и услуг, считает Евгений Сатановский, российский востоковед и президент независимого научного центра «Институт Ближнего Востока». «Именно они способствуют серьезному развитию тех государств, которые в них входят. Это общемировая тенденция и ничего странного в том, что эти зоны вполне интересны для формирующегося ЕАЭС и Вьетнама тоже», – отметил востоковед.
Рынок Вьетнама, по его словам, крайне недооценен, и как поставщика, и как потребителя. Об этой стране как о рынке-партнере для наших государств говорят крайне мало, потому что все помнят вьетнамскую войну, социалистическое содружество и какие-то политические аспекты. Между тем в части товарооборота здесь существуют большие возможности – начиная от товаров, медицинского сырья, древесины и т.д. и заканчивая услугами, в частности, в сфере туризма.
Владимир Мазырин отметил, что «польза для Вьетнама состоит в расширении поставок своих товаров на рынки стран – членов ЕАЭС за счет снижения таможенных пошлин на эти товары в той степени, до какой они будут снижены, Вьетнам ожидает до нуля, и насколько важные для вьетнамского экспорта товары попадут в списки временных исключений (на них не будет снижаться пошлина)». Наибольшую выгоду, по его словам, даст выход на рынки стран ЕАЭС – не членов Всемирной торговой организации (ВТО), так как в двусторонней торговле с Вьетнамом они пошлины не снижали до уровня ВТО. «Страны – участницы ЕАЭС получат аналогичные выгоды, но в той мере, насколько большой товарооборот они имеют с Вьетнамом. Все же этот эффект ограничен скромным объемом взаимной торговли, даже с РФ. Более значима возможность получить вход с теми же пониженными таможенными барьерами на рынки всех других стран АСЕАН, так как это предусмотрено соглашением о свободной торговле стран АСЕАН (АФТА)», – добавляет эксперт РСМД.
Касательно перспектив зоны свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама Евгений Сатановский отметил, что позиция Казахстана предполагает равноудаленность США и Европы, Китая и рынка Ближнего Востока, России и стран Центральной Азии. «В этом плане политика Нурсултана Назарбаева заключается в становлении страны как срединного государства. Речь в том, что вы или сильный партнер, у которого имеются серьезные преимущества, или вы структура полуколониального типа», – считает президент Института Ближнего Востока.
Такие зоны, по его словам, позволяют значительно расширять экономическое пространство и получать те дополнительные преимущества, которые сделают эти рынки (РК, РФ, Беларусь) более привлекательными для инвесторов и партнеров, которые не готовы терять свои капиталы из политических соображений. «Это серьезная заявка на преодоление любых проблем и прорывов блокад. Это очень правильное и толково организованное развитие системы ЕАЭС», – констатировал Евгений Сатановский.
Оценивая реакцию США и Европы на создание зоны свободной торговли, Владимир Мазырин отметил, что ожидает негативной реакции, хотя и не в явной форме. «Например, могут быть предъявлены дополнительные требования на завершающихся в этом году переговорах по соглашениям о свободной торговле Вьетнам – ЕС и с США по транстихоокеанскому партнерству. Затягивание уже на полгода подписания соглашения о зоне свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом, думаю, вызвано, среди прочего, мерами Ханоя по минимизации таких последствий. Вообще я вижу очень серьезную проблему участия Вьетнама в таких соглашениях (то есть экономической интеграции) одновременно со странами, находящимися на грани холодной войны. Пример – попытки «перетянуть» Украину между ЕС и ЕАЭС. В Ханое, согласно моим опросам, такой проблемы не видят», – отметил Владимир Мазырин.
С негативной реакцией Штатов согласен и Евгений Сатановский, сообщив, что США давно отрицательно реагируют на создание ЕАЭС. «Еще Хиллари Клинтон, как вполне простодушный человек, сказала, что сделает все, чтобы не допустить создания ЕАЭС. При этом на тот момент она была госсекретарем, а после Барака Обамы она вполне может стать президентом США. Американская стратегия – это некая данность и состоит в том, что любые альянсы должны включать США как ключевого игрока и быть им полезными. А если им это не нужно, эти союзы нужно разрушать. Это не только отношение к России и ее соседям, а в целом такова позиция», – добавил Евгений Сатановский.
Кыргызстан: пришел, увидел, подписал
«Все вопросы, которые вызывали сомнения, сняты, и мы сегодня принимаем документ о полноценном принятии кыргызской стороны в наш союз, с чем я вас поздравляю», – такими словами поздравил Нурсултан Назарбаев Кыргызстан со вступлением в ЕАЭС. Разговоры об этом идут давно, но такой шаг получил в свой адрес немало критики.
Ранее генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» из Кыргызстана Дмитрий Орлов назвал вопрос вступления Кыргызстана в ЕАЭС сложным, поскольку, если во всех остальных странах есть хоть какая-то экономика, в Кыргызстане ее практически нет. Источников доходов госбюджета всего три: это «Кумтор», финансовые поступления от трудовых мигрантов и легкая промышленность, которая не обеспечивает необходимых объемов.
При этом он отметил, что потенциал для входа в ЕАЭС у Кыргызстана есть и сделать ему это проще, чем другим странам. В то же время участники ЕАЭС должны понимать, что «эту страну надо на себе тащить 5-10 лет, чтобы довести ее до нормального уровня».
Возможности для развития Кыргызстана ради большей пользы для ЕАЭС сейчас есть. В качестве примера эксперт из Кыргызстана привел наличие управленческой команды, четко «заточенной» под интеграцию.
«Но уже этой осенью в Кыргызстане пройдут парламентские выборы, а через 2 года президент Алмазбек Атамбаев покинет свой пост – по новой Конституции нельзя занимать президентский пост больше одного срока. Никто сейчас толком не знает, будут ли новые властные элиты настроены на интеграционные процессы так же, как и нынешние», – добавил он.
Незадолго до саммита ЕАЭС Кремль обвинил Кыргызстан в отступлении от согласованных договоренностей касательно вступления в союз, тогда как Бишкек назвал разногласия «принципиальными», сообщает «Рейтер». Помощник российского президента Владимира Путина Юрий Ушаков отметил: «В последние дни, я бы сказал, даже недели, появились некоторые практические сложности на этом пути, и, очевидно, они будут обсуждаться». По словам Ушакова, Кыргызстан предложил внести в согласованные межправительственные протоколы изменения, «которые участникам союза не представляются логичными».
Ранее замглавы аппарата президента Кыргызстана Сапар Исаков отмечал, что Бишкек в дискуссии с евразийскими партнерами отстаивает вопросы, «принципиальные» с точки зрения выгоды от членства в экономическом блоке.
«Будут предметно обсуждаться два вопроса: это по международным договорам, по которым у Кыргызстана есть договоры с отдельными странами – не членами ЕАЭС, и это вопрос сельскохозяйственной продукции, которая должна вывозиться с территории Кыргызстана на территории стран ЕАЭС», – сказал он. «Это важная, принципиальная задача для Кыргызстана», – добавил Исаков.
По его словам, границы будут открыты лишь после того, как все стороны достигнут компромисса. «Для нас важно сегодня принципиально отстоять те моменты, которые после подписания и вступления в силу могут отразиться на нас в отрицательном плане», – отметил он.
Вчера министр экономики КР Олег Панкратов на форуме «Бизнес и ЕАЭС: вызовы и перспективы» заявил, что республика выступала за интеграцию с начала обретения независимости. «В 1995 году страна участвовала в подписании соглашений о создании Таможенного союза, но объединение так и не заработало. В 2000-м Кыргызстан выступал за создание Таможенного, а затем и Евразийского экономического союза. Все эти задумки реализованы», – отметил глава ведомства.
«Мы станем полноправными участниками объединения сразу после ратификации протоколов. Но есть моменты, по которым нужно время для адаптации. Мы постарались сгладить шоки, которые могут возникнуть после вступления в ЕАЭС. Один из важных переходных моментов – изъятие из единого таможенного тарифа. Оно включает 166 позиций, по которым будет отличная ставка таможенного тарифа», – сообщил министр. Он добавил, что стороны обсудили и перечень технических регламентов, по которым предусмотрен переходный период от 6 до 36 месяцев.
«Переговоры шли сложно. Перед нами поставили задачу: все моменты, которые могли бы негативно повлиять на нашу экономику, должны быть учтены. Мы постарались это реализовать», – подчеркнул чиновник.
«Вступая в ЕАЭС, Кыргызстан не изолируется от стран СНГ или дальнего зарубежья», – заявила на том же форуме Римма Киселева, представитель управления по вступлению КР в ТС Министерства экономики республики. По ее словам, присоединение к ЕАЭС не затрагивает суверенитет. Договорная база интеграционного объединения обеспечивает уважение особенностей политического устройства государства и сотрудничество с учетом национальных интересов. Кыргызстан – участник договора о зоне свободной торговли со странами СНГ. Такое положение сохранится и после вступления в Евразийский экономический союз (за исключением некоторых изъятий, которые существуют в ЕАЭС. В основном это касается торговли сахаром и импорта товаров из Украины).
«КР является членом ВТО. Мы будем соблюдать обязательства в рамках этого объединения. Мы уведомили ВТО о том, что после вступления в ЕАЭС у нас будет применяться единый таможенный тариф. Мы подали материалы для переговоров по изменению таможенных тарифов. Скоро от стран ВТО поступит предложение. Такое право есть у КР как члена ВТО. Каждые три года это право заново резервируется. Договорно-правовая база ЕАЭС создана с учетом норм и правил ВТО, поэтому существенных изменений не будет», – отметила Римма Киселева.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.