Объединяющая сила энергии

Эксперт назвал условия продажи электроэнергии в Китай

Казахстан, Россия и Китай могли бы создать общий электроэнергетический рынок для торговли ресурсами – трем странам необходимо подготовить совместный стратегический документ «Энергетический пояс Евразии», где будут определены долгосрочные приоритеты сотрудничества. Такую точку зрения высказали представители международного дискуссионного клуба «Валдай» в своем аналитическом докладе «Создание Центральной Евразии».

В документе отмечается, что тема общего рынка электроэнергетики особенно перспективна среди других тем сотрудничества на пространстве Центральной Евразии: «Большая зона покрытия, большое число генерирующих мощностей и их сопряженность обеспечивают более эффективный рынок. Если к этому прибавить решение проблемы зимнего и летнего энергоснабжения в Центральной Азии за счет поддержки гидроэнергетики атомной энергией, то перспектива выглядит крайне оптимистичной». Аналитики полагают, что уже на нынешнем этапе необходимо проработать возможность подключения к этому общему рынку запада Китая, где проживает 22 млн человек. А в перспективе можно ставить вопрос о создании кольцевой энергосистемы Центральной Евразии, включающей Сибирь, Казахстан, страны Центральной Азии и западные районы Китая.

Реальность на двоих

Говоря о потенциальном энергетическом треугольнике «Россия – Казахстан – Китай», Андрей Листовский, генеральный директор Фонда энергетического развития, отмечает, что две его стороны – Россия и Казахстан – уже сейчас сотрудничают в электроэнергетике. «Поскольку у наших стран действительно очень серьезные технологические связи, особенно большой энергомост, который работает через Экибастуз, то перетоки идут в обе стороны: ночью в основном Россия покупает у Казахстана, днем Казахстан покупает у России пики, ваши станции работают в «базе». Сейчас Россия Казахстану системные услуги не продает, каким-то образом межправительственными соглашениями это регулируется», – поясняет эксперт. Отметим, что, по данным группы «Интер РАО», российского энергетического холдинга, экспорт электроэнергии из России в 2014 году составил 14,0 ТВтч, из них на Казахстан пришлось 12%, импорт в Россию составил 3,5 ТВтч, из Казахстана было получено 89%.

Андрей Листовский считает, что с точки зрения оборота энергии между Россией и Казахстаном плюсы от создания общего рынка получат обе стороны. «Всем будет проще и планировать свою деятельность, и зарабатывать деньги – у вас есть большое количество дешевых станций на угле, а у нас есть пиковые мощности, которые вам нужны. Технологические связи есть, генерация работает, запасы топлива большие. Почему бы не поработать совместно?» – подытоживает спикер.

Непростой Китай

Если между Казахстаном и Россией энергетический потенциал виден уже сейчас, то с подключением Китая к партнерству все гораздо сложнее. Экспорт электроэнергии в эту страну – вопрос сложный и политически, и экономически. «Китай – непростой партнер и очень жесткий переговорщик, на то, чтобы договориться с ним по цене, могут уйти годы, а то и десятилетия», – характеризует потенциального союзника Андрей Листовский. Он напоминает, что Россия пытается сработать с соседом на Дальнем Востоке, в Амурской области, по угольной генерации. Вопрос упирается в цену продажи в Китай, которая пока не устраивает Россию. Другой пример – попытки «Интер РАО» заключить долгосрочные соглашения с КНР. «Под объемами китайцы подписываются, а под ценами – нет, поскольку считают, что экономический потенциал Китая позволяет сбивать цены чуть ли не до нуля», – рассказывает спикер. Поэтому, считает он, утверждать, что продажа электроэнергии в Китай будет процветать, – это значит иметь завышенные ожидания. Хотя в целом заинтересованность со стороны Китая в таком сотрудничестве есть.

«России при всем ее потенциале очень трудно работать с Китаем и по электроэнергии, и, к слову, по газу. Было подписано много разных соглашений, меморандумов. Но пока, насколько я знаю, торговля идет только в пределах 1 ГВт. Этого недостаточно, потому что у России энергии в разы больше. У Казахстана тоже», – отмечает аналитик.

Что касается поставок казахстанской электроэнергии в Китай, то, по его мнению, об этом можно будет говорить тогда, когда Казахстан расширит узкое место в электроэнергетике – усилит сети между севером и югом страны. «На севере Казахстан производит много электроэнергии, но для перебрасывания ее на юг не хватает сетей, их проходимость недостаточна. Для экспорта этого мало. Если связь между севером и югом усилить, то можно было бы выработку из Экибастузского узла гнать на Китай. Плюс частично перекрывать российской выработкой. И также решать этот вопрос за счет установки атомной станции – такие планы в Казахстане есть», – подчеркивает спикер.

Отметим, что о продаже казахстанской электроэнергии в Поднебесную говорил в январе этого года министр энергетики Владимир Школьник: Казахстан рассматривает вопрос расширения экспортного потенциала за счет строительства линий постоянного тока от Экибастуза до подстанции Хами в СУАР напряжением плюс-минус 700 кВ. «Переговоры в этом направлении уже начались», – отметил министр, охарактеризовав этот процесс, идущий на самом высоком уровне, тяжелым.

Перспективы туманны

Если же говорить о кольцевой энергосистеме Центральной Евразии, в которую, как предполагается, войдут Сибирь, Казахстан, страны Центральной Азии и западные районы Китая, то, как напоминает Андрей Листовский, идею закольцевать юг и восток в свое время высказывал еще Анатолий Чубайс. «Это глобальная идея. Она требует огромных инвестиций, сопоставимых со строительством нескольких атомных блоков. Я в нее верю, но слабо, поскольку пока спрос не позволяет окупать такие большие инвестиции», – комментирует спикер. Пока, по его словам, есть локальные дефицитные энергорайоны – не очень избыточный юг Казахстана, для обеспечения которого еще нужно найти энергию, север Китая. «Спрос на подобные перетоки электроэнергии на севере Китая пока не очень большой. Этот регион только развивается, и он представляет собой гористую местность, там нет большого объема потребления и идет только приграничная торговля. Я не вижу, как будут окупаться такие инвестиции, поэтому говорить о закольцовке пока рано», – заключает спикер.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤