Роль Поднебесной в экономике ЦА будет возрастать с развитием самого Китая
В последнее время наметилась тенденция смены стран-лидеровВ последнее время наметилась тенденция смены стран-лидеров – Китай уже не просто густонаселенное государство с дешевой рабочей силой. Сегодня его влияние настолько высоко, что некоторые эксперты называют его державой, которая стоит у порога Европы. Свои интересы Пекин обозначил не только в близлежащих странах, но и далеко за ними. Растущее господство Китая не дает покоя Вашингтону, который вновь поднял вопрос о своем интересе в странах Центральной Азии. В свете непокоренной санкциями России интерес к ближайшим ее соседям еще больше возрастает. Хотя последняя была и остается одним из важнейших партнеров стран Содружества. О том, как будут строиться отношения с этими странами, «Капитал.kz» обратился за интервью к экспертам по странам СНГ и Центральной Азии.
Дмитрий Попов, руководитель Уральского регионального информационно-аналитического центра РИСИ, Екатеринбург
- Недавно в своем выступлении заместитель госсекретаря Энтони Блинкен отметил, что США все еще проявляют интерес к Центральной Азии, несмотря на уход из Афганистана. Как вы могли бы оценить влияние Штатов в этом регионе?
- В последние годы влияние Соединенных Штатов в Центральной Азии сокращается. Это факт, который имеет вполне объективные индикаторы – уменьшается финансирование большинства программ, выдворена база ВВС США из аэропорта Манас в Бишкеке, что, в принципе, бывает редко в мировой практике, и т. д. Причин для геополитического ослабления США в регионе, на мой взгляд, несколько.
Во-первых, это переформатирование американского присутствия в Афганистане и сдвиг внешнеполитических интересов США на другие мировые центры, что, например, повлекло резкое сокращение физических перевозок по центральноазиатским маршрутам грузов для МССБ в ИРА в рамках так называемой Северной сети поставок.
Во-вторых, это собственные американские просчеты, что признают в Вашингтоне. Через несколько лет после событий в Андижане в 2005 году бывший министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфелд назвал американскую реакцию на них «одной из самых обидных, хоть и прошедших не замечено, ошибок американского правительства». Несмотря на восстановление отношений Вашингтона и Ташкента в последние годы, степень доверия между сторонами, по крайней мере, при Исламе Каримове, больше не достигнет прежнего уровня, почему я считаю, что предположения о планах по воссозданию военной базы США в Узбекистане сейчас не имеют под собой оснований. Наконец, надо признать в качестве ключевого фактора и рост авторитета в регионе России и Китая. Принимая решения о сотрудничестве с Америкой, скажем, в оборонной сфере, теперь государства ЦА не могут не учитывать, как отреагируют на это в Москве и Пекин.
Однако, хотя геополитическая реальность региона изменилась, важно подчеркнуть, что, по нашим прогнозам, повышенный интерес Соединенных Штатов к нему будет сохраняться. Это обусловлено имеющимися здесь запасами стратегического сырья (нефти и урана) и его географическим расположением между границами глобальных конкурентов США. В начале февраля 2015 года, выступая в Чикагском Совете по международным делам, глава Stratfor Джордж Фридман вполне откровенно высказался на тему того, что Вашингтон строит «санитарный кордон» вокруг России. Так вот, без лояльного игрока в Центральной Азии такой «кордон» будет иметь брешь. От себя дополню, что сценарии любого внешнего вмешательства во внутренние дела ЦА крайне опасны, учитывая, насколько хрупкой остается региональная безопасность и как много здесь потенциальных поводов для конфликтов – водных, пограничных, этнических и религиозных. В этом плане Россия и Китай, конечно, больше остальных заинтересованы в стабильной Центральной Азии.
- Блинкен также отметил, что США поддерживают стремление Казахстана последовать примеру Кыргызстана и Таджикистана и стать членом Всемирной торговой организации…
- Поддержка США на пути вступления Казахстана в ВТО – это риторика американских должностных лиц. В действительности, происходит следующее. В декабре 2012 года госсекретарь США Хиллари Клинтон публично раскритиковала планы по экономической интеграции России, Казахстана и Беларуси, назвав их попыткой воссоздать Советский Союз и заявив о поиске Америкой эффективных способов замедления или предотвращения этого процесса. После этого в 2013 году на переговорах о вступлении Казахстана в ВТО США и ЕС выдвинули дополнительные требования о снижении республикой таможенно-тарифной защиты таких товарных групп, как самолеты, вертолеты, сельхозтехника, автомобили, которую Казахстан поддерживает на текущем уровне как член тогда Таможенного, а сейчас Евразийского экономического союза. По словам первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, Казахстан оказался в роли «заложника», с помощью которого Запад ведет переговоры с Россией, пытаясь через Казахстан как члена ТС войти на российский рынок на условиях, ранее отвергнутых Москвой. То, что американцы не пускают Казахстан в ВТО по причине поддержки им уровня защиты России в рамках ТС, подтвердил на заседании Евразийского экономического совета в октябре 2013 года и президент Нурсултан Назарбаев, предложивший Москве вести дальнейшие переговоры с США и ЕС совместно. По существу, переговоры по ВТО были использованы Вашингтоном и Брюсселем как рычаг давления на Казахстан в связи с интеграцией.
Что же касается Таджикистана и Кыргызстана, вступивших в ВТО ранее, то они вошли в организацию без таких проблем, согласившись на условия, предложенные Западом и осложняющие по целому ряду позиций их дальнейшее присоединение к ЕАЭС. Так, спустя короткое время после вступления Таджикистана в ВТО в июне 2013 года постпред РТ в ЕврАзЭС Файзулло Холбобоев первым из таджикских официальных лиц публично признал наличие правовых препятствий, связанных с ВТО, для вхождения республики в Таможенный союз.
- Имеется еще одна сторона, заинтересованная в увеличении влияния на страны ЦА – Китай. Сегодня эту страну даже иностранные авторы признают державой, которая влияет не только на Азию, но и Европу.
- Я согласен с утверждением, что Китай стал глобальной державой, прежде всего, в экономическом смысле. Экономическое присутствие Китая в Европе ощущается повсеместно. Но как военная сила для Соединенных Штатов Китай представляет собой значительно меньшую угрозу, чем Россия, которая остается единственной страной, гарантированно уничтожающей США в случае ядерного конфликта. Проявлением растущего экономического могущества Китая является создание Азиатского банка инфраструктурных проектов, о намерении вступить в который заявляют в том числе ряд стран Европы. Руководство России в марте этого года также приняло решение присоединиться к проекту. Предпосылки у Пекина к созданию подобной структуры имелись – это и неудавшаяся попытка реформирования ВБ и МВФ, и огромные накопленные в КНР золотовалютные резервы. Уже понятно, что к новым альтернативным международным финансовым институтам (а Китай также участвует в создании банка БРИКС) будет высокий интерес со стороны многих стран, которым нужны доступ к недорогой ликвидности и более справедливые условия кредитования (в частности, без требований шоковых реформ в экономики).
- Очевидно, что Китай имеет большое влияние на Казахстан и его экономику. Усилится ли оно в свете экономических проблем в РФ?
- Частично я уже ответил на этот вопрос. Если Китай будет также успешно развиваться (а там еще много, прежде всего, острых социальных проблем, способных подорвать государство), то его экономическое влияние в ЦА в целом и Казахстане в частности будет неизбежно расти. Происходить это будет независимо от ситуации в России или других странах при условии внутреннего поступательного укрепления Китая. При этом экономическая стратегия КНР в ЦА понятна. Во-первых, Пекин стремится получить доступ к природным ресурсам региона и создать надежные континентальные маршруты их транспортировки (морские пути для Китая, например, следующие из Персидского залива более уязвимы, так как проходят по перегруженным и спорным водным участкам и могут быть быстро перекрыты мощным американским флотом). Во-вторых, через расширение трансграничной инфраструктуры и хождение юаня Китай обеспечивает рынок сбыта товаров (в первую очередь из СУАР, что дает толчок промышленности неспокойных западных китайских областей и повышает их социальную устойчивость). Еще одна задача – загрузка заказами китайских корпораций (Пекин выделяет на ЦА масштабные кредиты в рамках ШОС и двусторонних контрактов, но осваиваются они преимущественно собственными компаниями).
- Что вы думаете по поводу влияния России в Центральной Азии? Имеется ли противостояние у Кремля с Пекином в этом направлении?
- Сегодня Россия и Китай являются стратегическими союзниками. Отношения между Москвой и Пекином продолжают развиваться по нарастающей, несмотря на интенсивные попытки «вбить клин» между нашими странами. Более всего в этом заинтересован Вашингтон, для которого союз России и Китая в Азии представляет собой такую же геополитическую опасность, как и союз России и Германии в Европе, что прямо признают представители американского истеблишмента. В 1970-е годы во многом стараниями госсекретаря США Генри Киссинджера американцам удалось сделать из коммунистического Китая противовес СССР, что они расценивают как крупнейшую дипломатическую победу времен Холодной войны.
Отсюда рассуждения о «борьбе» РФ и КНР за влияние в ЦА, по моему убеждению, можно назвать, по крайней мере, в данном историческом контексте натянутыми. С прежним противостоянием ничего общего. Глобально обе державы сохраняют здесь гораздо больше совпадающих интересов, чем противоречий. Соперничество в основном имеет место в экономической сфере, но все спорные вопросы решаются за столом переговоров.
В части же безопасности и Россия, и Китай исходят из необходимости созидания стабильной Центральной Азии без конфликтов, без наркобизнеса, без экстремизма, ядерного оружия и т.д., для чего нами учреждена ШОС. Мы понимаем, что роль Поднебесной, особенно в экономике ЦА, будет неизбежно возрастать с развитием самого Китая. Нужно учиться работать в этих условиях, конкурируя с китайскими поставщиками, отстаивая национального производителя (к чему призван Таможенный союз), но при этом сохранять добрососедские отношения с восточным соседом, преодолевать прежние опасения.
Андрей Казанцев, доктор политических наук, директор Аналитического центра МГИМО
- Уже год Россия живет в условиях санкций. Конфликт на Украине пока не прекращается. Как вы считаете, изменили ли эти факторы отношения между странами СНГ?
- Да, к сожалению, конфликты между странами СНГ усилились. И это происходит даже в отношениях между странами, непосредственно не имеющими никакого отношения к украинскому конфликту. Например, продолжается обострение армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
- Недавно в своем интервью Александр Лукашенко, президент Беларуси, сказал, что «США и их союзники ошибаются, полагая, что президент России стремится восстановить некую империю», но добавил, что «Путин и Россия эмоционально реагируют на открытые вызовы».Какую Россию, по вашему мнению, хочет построить Владимир Путин?
- В России есть разные подходы к тому, какая структура постсоветского пространства для Москвы желательна. К сожалению, есть и неоимпериалистские силы, которые по недоразумению называют себя иногда «евразийцами» (Дугин, например). Но они не имеют доминирующих позиций, и их влияние не надо переоценивать, как это делают некоторые западные авторы, автоматически ставящие знак равенства между Дугиным и другими мыслителями-экстремистами, с одной стороны, и реальной внешней политикой Путина, с другой. К слову, в разгар украинского кризиса Дугина даже с руководства кафедрой в МГУ сняли, в чем он не совсем справедливо обвинял администрацию президента РФ. Так что какой знак равенства между ним и официальной политикой можно ставить?
Другое дело, что сложная внешнеполитическая ситуация и различные опасения руководства России о ситуации в сфере безопасности сказываются сейчас и на политике Москвы на постсоветском пространстве. Но если обратиться к официальным документам, в частности, к официальной доктрине российской внешней политики и к предвыборной статье Путина о евразийской интеграции, то ни о какой империи и речи нет. Москва прекрасно понимает, что сотрудничать с Россией или нет для постсоветских государств, в частности, Казахстана, – дело добровольного выбора. А насильно мил не будешь, надо, наоборот, создавать привлекательные условия. Это как в стабильном браке – без любви и взаимного уважения его никак не построишь. Поэтому те российские эксперты, которые запугивают наших друзей, в частности, в Центральной Азии, разговорами об империи – интересам России отнюдь не способствуют, они наших друзей просто отпугивают.
В российских внешнеполитических документах нет даже никаких планов по конфронтации с Европой. Наоборот, речь идет о добровольной, чисто экономической интеграции постсоветских государств, которая должна способствовать построению «моста» между Европой и Восточной Азией – двумя очагами мирового экономического развития. Все-таки о стратегических, долгосрочных задачах, которые Россия официально ставит на постсоветском пространстве нельзя судить по одному-двум кризисным годам. Когда ситуация будет нормальной, тогда можно будет говорить и о том, в чем стратегическая суть политики России. Например, несмотря на сильную конфронтацию, сейчас идут и в России, и на Западе размышления о более тесной координации политики ЕС и ЕАЭС на постсоветском пространстве в будущем, обычно это называется «коадаптацией».
- Какой будет политика Путина в странах СНГ в ближайшее время? В начале года США выделили некую сумму для борьбы с агрессивной Россией в странах Центральной Азии. Не пытается ли Запад создать кризис самого СНГ и внутри региона?
- Россия объективно заинтересована в стабильности в странах СНГ. От этого зависит экономическое благополучие РФ и даже степень безопасности. Скажем, дестабилизация в Центральной Азии может повысить угрозы терроризма и исламского экстремизма в самой России, в частности, на Северном Кавказе и в Поволжье.
Что касается конкретных внешнеполитических мер руководства России в странах СНГ в настоящее время, то, на мой взгляд, в них преобладает реакция на достаточно сложно предсказуемые события, происходящие по периферии России. Поэтому описать «политику Путина» в будущем довольно трудно, она будет зависеть от конкретных условий, а они как раз не столь легко предсказуемы.
Последняя часть вопроса касалась усиления геополитических противоречий между Россией и Западом на постсоветском пространстве. К сожалению, в последние годы они резко выросли. Если обратиться к контексту Центральной Азии, то это создает дополнительные угрозы, так как теперь международное сообщество еще меньше, чем раньше, сможет вместе бороться с угрозами, вроде терроризма, религиозного экстремизма и наркоторговли.
- Какое место сегодня страны СНГ занимают для Кремля – соседи, партнеры, единомышленники и т. д.?
- Важно понять, что страны СНГ – это то, с чем Россия связана тысячью разнообразных нитей (межчеловеческих, культурно-языковых, экономических, политических). Заметьте, межчеловеческие и культурно-языковые связи я не случайно поставил на первое место. Какой бы ни была фамилия президента России (Путин, Ельцин, Медведев и т. п.), он всегда будет в той или иной форме это учитывать. В этом плане для народа России в целом постсоветские страны – близкие соседи и друзья. Если мы будем твердо придерживаться этих ориентиров, то в будущем нам на пространстве СНГ удастся на основе нашего общего культурно-исторического наследия и межчеловеческих связей создать пространство эффективного экономического взаимодействия и политической стабильности в интересах наших народов и всего мира.
- Не отразится ли на отношениях с РФ вступление РК в ВТО?
- Россия уже является членом ВТО, поэтому вступление РК в ВТО никак не должно отношения Москвы и Астаны ухудшить. Правда, улучшить оно их тоже не может, так как в плане экономического взаимодействия Россия и Казахстан продвинулись намного дальше правил ВТО.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.