Авиакатастрофы в РК происходят из-за плохой подготовки пилотов
За последние пять лет в авиакатастрофах погибли 160 человекЗа пять лет в Казахстане произошло 22 авиакатастрофы, в результате которых погибли 160 человек, и лишь 67 по счастливой случайности остались живы. Причины авиападений малоизвестны, в 40% случаях информация о результатах проведенных расследований авиакатастроф остается закрытой, считает аналитик центра ГЧП Алия Карибаева.
В мировой практике результаты расследований авиакатастроф международными комиссиями показывают, что чаще падения происходят по причине стечения различных факторов, когда экипаж уже не может справиться с воздушным судном, поэтому и ответственность за катастрофы и гибель людей определить непросто, а в большинстве случаев виновные сами становятся жертвами.
Печальная статистика авиакатастроф Казахстана за 2009-2014 годы свидетельствует о 22 фактах авиакатастроф. Для сравнения: с момента обретения независимости за более чем десятилетний период их количество было намного меньше. Так, за последние пять лет в авиакрушениях погибли около 160 человек, 67 людей по счастливой случайности остались живы.
«Причинами аварий в 14 случаях (64%) был назван человеческий фактор (ошибка экипажа), в том числе в 8% случаев повлияли также климатические условия. В остальных 40% случаях информация о результатах проведенных расследований авиапроисшествий осталась закрытой или мало освещенной», - говорит аналитик Алия Карибаева. Однако по отрывочной информации в СМИ можно судить, что катастрофы происходят часто из-за отказов авиационной техники. А отказ техники также тесно связан с человеческим фактором, так как подразумевает ошибки в процессе проектирования воздушного средства, производства материалов, имеют место ошибки при сборке воздушного средства, техобслуживания, ремонта и др. Таким образом, проблема человеческого фактора продолжает сохранять свою остроту повсюду и сегодня.
Cогласно данным сайта, посвященного вопросам авиации, наиболее плачевным за пять лет был 2013 год, в течение которого произошло 8 катастроф, а самым безопасным 2011 год - ни одного случая. В 2014 году произошло 2, в 2012 году - 6, в 2010 году - 2, а в 2009 году - 4 катастрофы.
Как известно, Казахстан является участником Межгосударственного авиационного комитета МАК. По итогам 2013 года рекомендации МАК главам авиационных администраций участников касались повышения уровня квалификации специалистов, надлежащей сертификации, выполнения и проверки квалификационных требований, функционирования системы сообщения об ошибках, допущенных при выполнении полетов, унификации программ подготовки пилотов и многого другого.
За первое полугодие 2014-го по аварийности гражданских воздушных судов МАК подтвердил выводы о том, что в совокупности 80% событий обусловлены отклонениями в действиях авиационного персонала при выполнении и организации полетов, в 10% событий проявились отказы авиационной техники, и только 10% событий явились следствием других факторов.
«Статистика последних лет и рекомендации МАК подталкивают к выводу о недостаточном уровне профподготовки или переподготовки персонала авиакомпаний и авиаперевозчиков почти на всех уровнях организационной иерархии. Я надеюсь, что ситуация в нашей стране исправится с помощью утвержденной в прошлом году Программы подготовки и переподготовки специалистов служб авиационной безопасности, должностных лиц уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по вопросам авиационной безопасности и безопасности полетов. Действенность программных мер хотелось бы увидеть уже в этом году, хотя за первый месяц текущего года одна авиакатастрофа омрачила наши будни - над Шатырколем в Жамбылской области», - отмечает аналитик Центра ГЧП.
По мнению Алии Карибаевой, важным фактором является надлежащее взаимодействие между членами экипажа, грамотный выбор состава экипажа. В вопросах жизни людей нет места непрофессиональному и халатному отношению высших и средних менеджеров авиакомпаний и авиаперевозчиков, а также уполномоченного контролирующего органа к своим обязанностям.
По фактам крушения самолетов в РК в СМИ прошла информация о возбуждении уголовных дел. В то же время в поиске сведений о возбуждении дел и промежуточных или окончательных итогах работы по двум авиакрушениям за 2014 год, произошедших в Алматинской области, на официальном сайте Транспортной прокуратуры ни в дни крушений, ни по окончании 2014 года в опубликованных результатах деятельности органов транспортной прокуратуры информация не представлена. На сайте Комитета по правовой статистике и специальным учетам получить исчерпывающую информацию по произошедшим авиакатастрофам сложно ввиду различия формата представления информации. «Поэтому вопросы, насколько успешно были проведены расследования виновных лиц и какие наказания к ним применяются, приблизительно в 40% случаев остаются без ответов», - говорит аналитик.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.