Законы, вступающие в силу с 1 января 2015 года
С начала года вступает в действие новый Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексыС 1 января 2015 года вступает в действие новый Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы. В новом Уголовном кодексе присутствует много нововведений, наиболее значимой является введение двухзвенной системы уголовно наказуемых деяний, состоящей из преступлений и уголовных проступков. За уголовные проступки предусматривается также мягкие виды наказания, в первую очередь, общественные и исправительные работы, помимо этого – минимальный срок давности и отсутствие судимости. Всего проектом предусматривается 171 уголовный проступок. В эту категорию было переведено 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести, что свидетельствует о значительной гуманизации уголовного закона.
Решение о выводе ряда административных правонарушений в уголовные проступки продиктовано и тем, что по ним невозможно незамедлительно составить протокол и направить на рассмотрение в уполномоченный орган, как это предусмотрено для административного судопроизводства в целом.
К примеру, для привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью, производство судебно-медицинской экспертизы возможно только по истечении 21 дня, чтобы установить, какой вред – средней тяжести или тяжкий вред – причинен потерпевшему.
Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованных преступных групп, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке.
Расширена сфера действия института примирения: теперь по тяжким преступлениям, впервые совершенным, не связанным с причинением смерти или тяжкого вреда здоровью могут примиряться не только несовершеннолетние, но и другие социально уязвимые лица - беременные, матери, имеющие на иждивении малолетних детей, пенсионеры.
В проекте нового уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в корне изменена досудебная стадия производства, введено понятие досудебного расследования, начало которого будет связано с моментом регистрации заявления и сообщения о преступлении и возможности проведения с указанного момента любых следственных действий.
Вводится краткий обвинительный акт, утверждаемый прокурором, в котором следователь указывает данные о подозреваемом лице, описывает совершенное им преступление, перечисляет собранные по делу доказательства и процессуальные издержки, разъясняет права обвиняемого.
Прокурор на любой стадии уголовного процесса может принять решение о заключении процессуального соглашения.
Предусмотрены новые следственные и процессуальные действия: «депонирование показаний», «предоставление документов и предметов», производство дистанционного допроса путем видеосвязи. Оговорены вопросы привлечения понятых в случаях невозможности применения средств видеофиксации.
Все действия, затрагивающие конституционные права человека, будут проводиться с санкции прокурора или суда.
Вводится фигура следственного судьи. Внедрение судебного контроля в лице следственного судьи становится объективной необходимостью и направлено на повышение эффективности правосудия. Данный судья будет решать вопросы санкционирования ряда процессуальных и следственных действий.
Как и в действующем УПК, в проекте сохранено право органов прокуратуры принять к производству и расследовать любое уголовное дело. Основным критерием для этого остается обеспечение законности и доведение актуальных и резонансных дел до суда.
Помимо этого, исключены такие виды воинских наказаний, как «ограничение по воинской службе» и «содержание на гауптвахте», что охватывается положениями концепцией проекта УК о том, что к военнослужащим в мирное время должен применяться всех спектр уголовных наказаний.
Минимизировано (с 45% до 42% составов) безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 393 санкциях из 920 (в действующем УК – в 358 из 784).
Кроме того, вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний в виде лишения званий, чинов, рангов и государственных наград, а также пожизненного запрета занимать должности на государственной службе.
Такой же пожизненный запрет устанавливается на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
Также нововведением предусмотрено концептуальное положение о возможности назначения судами конфискации имущества не только как меры наказания, но и в строго определенных случаях - как меры уголовно-правового воздействия.
Это связано с реализацией ст.54 Конвенции ООН против коррупции о конфискации имущества по решению суда, но до вынесения приговора.
Она будет применяться, когда подозреваемый, обвиняемый скрылся от органа уголовного преследования либо место его пребывания не установлено по другим причинам, нахождения его вне пределов Республики Казахстан.
Уголовным кодексом существенно изменен институт рецидива. Особенной части проекта УК является выделение специальной главой всех медицинских преступлений, чем реализуются задачи, поставленные Президентом в Послании «Стратегия «Казахстан-2050» об усилении ответственности за преступления против материнства и детства.
С учетом положений Кодекса о здоровье вводится уголовная ответственность за клонирование человека.
Выделена отдельной главой ответственность за киберпреступления, в том числе за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, модификацию и уничтожение, а также распространение программ либо деструктивных материалов, представляющих общественную опасность.
Усилится ответственность за распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем.
С учетом сложившихся реалий и общественной опасности криминализировано также нарушение требований безопасности на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Коренным образом усилена ответственность за транспортные преступления, особенно за их совершение в состоянии опьянения, а срок лишения права на управление транспортным средством увеличен до 10 лет.
В частности, управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, повлекшее смерть человека, выделено в качестве умышленного - тяжкого преступления, по которому примирение сторон невозможно.
Изменена конструкция и существенно реформированы нормы о незаконном обороте наркотиков и их аналогов. В новый УК из КоАП переведены как уголовные проступки административные правонарушения в этой сфере.
Действующая статья 259 УК о наркообороте для удобства в правоприменении разделена на две самостоятельные нормы: первая предусматривает уголовную ответственность за незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами, прекурсорами без цели сбыта, а вторая – за эти же преступные действия с целью сбыта.
Усилена уголовная ответственность за проявления экстремизма и терроризма, распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новых технологий (введены запреты на УДО, примирение, установлена ответственность за создание экстремистской группы, дачу разрешения на публикацию экстремистских материалов, повышен срок лишения свободы за разжигание национальной розни и др.).
Говоря о защите бизнеса, нельзя забывать, что уголовно-правовая политика в сфере экономической деятельности должна учитывать не только интересы производителей, но и интересы потребителей и государства.
Послабление и тем более отказ от уголовно-правовых мер противодействия экономической преступности несет угрозу дестабилизации всей экономики, со многими негативными социальными последствиями.
Начиная с 2011 года, прошло 3 этапа гуманизации экономических преступлений: законами 2011 г.(от 18 января и 9 ноября) и 2013 года(от 13 июня).
Этими законами декриминализированы такие деяния как обман потребителей, регистрация незаконных сделок по природопользованию.
В десятки раз увеличены «пороги» уголовной ответственности, начиная с которых определяются значительный, крупный, особо крупный ущерб и размер.
К примеру, пороговое значение значительного размера по статье «Незаконное предпринимательство» увеличено со 100 до 1000 МРП, крупного размера – с 500 до 10 000 МРП, особо крупного размера – с 2 000 до 20 000 МРП. То же самое касается большинства преступлений в сфере экономики.
Тем самым огромный пласт экономических правонарушений перестал быть уголовно-наказуемым.
Законами 2011 года лишение свободы исключено из санкций по 12 составам экономических преступлений, в 3 составах оно снижено. Законом 2013 года лишение свободы исключено из санкций по 4 составам, снижен срок лишения в одной.
В новом Уголовном кодексе дополнительно к ранее принятым мерам декриминализированы 2 состава – «заведомо ложная реклама» и «утрата документов и сведений, составляющих систему реестров держателей ценных бумаг».
14 составов экономических преступлений переведены в разряд уголовных проступков.
Это значит, что по этим деяниям срок давности привлечения к уголовной ответственности сократился до 1 года. Их совершение не повлечет судимости.
Как в действующем УК, так и по новому сохранено положение о том, что при полном возмещении ущерба, лишение свободы за экономические преступления (кроме рейдерских) не назначается.
В целом по новому УК основным наказанием в санкциях за совершение преступлений, в том числе по экономическим, установлен штраф.
Введение альтернативы лишению свободы свидетельствует о гуманизации уголовного закона.
В то же время, в соответствии с Концепцией правовой политики на 2010-2020 годы, ставилась задача установления соразмерности наказания.
В связи с этим, размеры штрафа в целом по всему Кодексу (а не только по экономическим преступлениям) увеличены в целях достижения сопоставимости их строгости с лишением свободы.
Это, как прогнозируется, позволит переориентировать судебную практику с превалирующего назначения лишения свободы на более широкое применение «штрафных санкций».
С 1 января 2015 года будет сокращен перечень действующих кодов бюджетной классификации (далее - КБК). Данное решение утверждено приказом министра финансов Республики Казахстан от 30 сентября 2014 года № 420 «О внесении изменения в приказ министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан».
Из 208 классификаций, применяемых в настоящее время, с 1 января 2015 года будет действовать только 89 наименований КБК . То есть перечень КБК будет сокращен на 119 наименований, что составляет 57,2%. Из них по налоговым платежам сокращается на 101 наименование или 62%, в результате, из 164 наименований КБК останется 63. По таможенным налогам и платежам сокращается 18 наименований или 41%, поэтому, из 44 наименований останется 26 наименований КБК.
Данная оптимизация КБК проведена с целью упрощения системы уплаты налогов и платежей в бюджет, исключения ошибочных платежей, необоснованного начисления пени, большого количества зачетов и повышения качества оказываемых услуг.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.