Какие громкие политические события ожидают Казахстан?
Свои прогнозы на 2015 год озвучили известные казахстанские политологиИздание Central Asia Monitor опубликовало мнение казахстанских политологов относительно того, как будут развиваться события в стране в наступающем году. Аналитиков попросили ответить на пять вопросов:
1. Возможны ли внеочередные выборы - президентские либо парламентские?
2. Стоит ли ожидать очередной реорганизации правительства?
3. Учитывая крайне неоднозначную международную обстановку, можно ли предположить, что во внешней политике Казахстана произойдут какие-то изменения?
4. Получат ли продолжение аресты больших чиновников по коррупционным обвинениям?
5. Кто из отечественных политиков может выйти на первый план?
Нужны не выборы, а перемены
Досым Сатпаев, кандидат политических наук
1. Действительно, сейчас среди политологов активно ломаются копья по поводу того, будут ли проводиться в стране досрочные президентские или парламентские выборы. Одни делают ставку на 2015 год. Другие не видят причин для этого. Хотя более важным является не то, когда эти выборы состоятся, а то, к каким качественным изменениям политической системы они приведут. Это касается как президентской, так и парламентской избирательных кампаний. В случае с президентскими выборами действительно не суть важно, будут они в 2015-м или в 2016-м. Более ключевой вопрос должен звучать по-другому: «Станут ли они началом подготовки к транзиту власти или нет?». В конечном счете недавний тезис спикера сената Парламента РК Касым-ЖомартаТокаева о необходимости создания президентско-парламентской республики из простого пожелания давно уже должен был трансформироваться в реальную политическую практику. Ведь от этого зависит и более или менее стабильный механизм транзита власти. Таким образом, я не вижу смысла в проведении досрочных выборов, если они не приведут к серьезным качественным изменениям в самой политической конструкции Казахстана, в том числе с точки зрения появления в стенах парламента реальных, а не мифических электоральных и конкурентоспособных партий. С другой стороны, несмотря на давнюю притчу о том, что в Казахстане существует «сначала экономика, а потом политика», обычно все было наоборот. Политическая конъюнктура нередко превалировала над экономической целесообразностью. Если это так, то можно предположить, что решение о проведении выборов в Казахстане властям теперь придется увязывать с решением вопроса о том, когда в стране будет проведена очередная девальвация. То есть пока неясно, чьи доводы в Акорде окажутся более убедительными - Национального банка РК или Администрации президента. В то время как с финансово-экономической точки зрения проводить девальвацию национальной валюты дважды в год действительно абсурдно, с политической точки зрения обесценивать тенге в период избирательной кампании было бы не менее странно. То есть выборы надо проводить либо до, либо после девальвации с учетом определенного временного лага, хотя бы в пределах полугода, а лучше года. Ведь девальвацию доверия к власти никто не отменял, даже при активном использовании административного ресурса на выборах.
2. Последняя реорганизация правительства прошла относительно недавно. Было создано пять крупных мегаминистерств, которые приступят к более-менее нормальной работе только в начале 2015 года. Все это время, с момента реорганизации, чиновничий аппарат подстраивался под новую конструкцию правительства и фактически не работал. Поэтому проводить еще одну реорганизацию правительства в следующем году было бы нецелесообразно, особенно с учетом нарастания большого количества неблагоприятных внутренних и внешних экономических факторов. Здесь имеются в виду и нестабильная обстановка на мировом рынке нефти, и кризисная ситуация в России, и замедление темпов экономического развития в Китае, и неясная ситуация с Кашаганом, который, по словам самих же чиновников, вроде должен заработать только в конце 2015-го. Хотя сами инвесторы намекали даже на 2016-й. То есть следующий год будет временем повышенной мобилизации всех финансово-экономических ресурсов, чтобы не завалиться набок. Следовательно, новая реорганизация правительства в таких сложных условиях скорее навредит, чем принесет пользу. При этом не исключаются новые кадровые изменения - как на уровне правительства, национальных компаний, ФНБ «Самрук-Казына», так и на уровне регионов, где чистка в корпусе акимов будет продолжена.
3. При действующем президенте основные принципы многовекторной политики меняться не будут. Это хорошо показали официальный визит в Казахстан президента Франции Ф. Олланда, недавняя встреча глав правительств государств - членов ШОС в Астане, поездка Н. Назарбаева в Киев. В то же самое время Астане необходимо четко понимать, что слишком тесная привязка к такому непредсказуемому партнеру, как Россия, в рамках того же ЕАЭС будет нести больше минусов, чем плюсов. Президент Белоруссии А. Лукашенко, судя по всему, это уже хорошо осознал.
4. Конечно, наша многосерийная антикоррупционная «Санта-Барбара» будет иметь продолжение. Причина в том, что борьба с коррупцией в Казахстане - это как в рекламе шампуня: три в одном. Во-первых, она является частью межэлитных столкновений, которые продолжатся и в следующем году. Во-вторых, власть наконец осознала, что неэффективная реализация многих государственных программ связана с неэффективным и коррупционным бюрократическим аппаратом, внутри которого иногда надо проводить показательную чистку. В-третьих, антикоррупционная кампания рассчитана также на внешнюю публику. Не стоит забывать, что в последнее время правительство активно пытается улучшить позиции Казахстана в разных рейтингах - от DoingBusiness до рейтинга конкурентоспособности государств от Всемирного экономического форума. А без улучшения ситуации на антикоррупционном фронте добиться этого будет тяжело. К тому же речь идет и о повышении инвестиционной привлекательности страны.
5. В условиях казахстанской практики «забивания гвоздей» в рамках нынешней политической системы не могут появиться яркие политики - как на провластном, так и на оппозиционном полях. Кругом одни «продукты» президента, агашки и «серые кардиналы». Новые игроки появятся только в случае формирования конкурентной публичной политики. При доминировании же теневой политики это нереально. Возможно, новые лица мы увидим не сейчас, а в период «транзита власти», который рано или поздно наступит.
Нас явно к чему-то готовят
Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»
1. Даже известный отечественный экстрасенс Виктор Александровский в одном из своих интервью признал, что давать политические прогнозы - дело неблагодарное. Это утверждение особенно актуально для Казахстана, где практически вся политика делается узким кругом лиц и кулуарно. Поэтому в нашей стране возможно все, в том числе вопреки какой-либо политической логике, раскладам и ожиданиям. Впрочем, некоторые основания для вероятного проведения в 2015 году досрочных парламентских выборов просматриваются. Неожиданное озвучивание очередного ежегодного послания президента страны народу Казахстана в ноябре этого года, его содержание и практически мобилизационная тональность говорят о том, что власти готовят себя и общество к каким-то вещам. В этих условиях вполне можно поставить вопрос о необходимости «переформатирования» работы парламента и обновления состава его нижней палаты. Если это произойдет, то, на мой взгляд, дело идет к осуществлению в течение ориентировочно ближайших двух лет транзиту (переходу) верховной власти в Казахстане. В таком случае Акорда может не ограничиться досрочными парламентскими выборами, а предпринять еще некоторые шаги в данном направлении, включая, к примеру, вероятное изменение Конституции РК. Но все это пока только предположения.
2. Реорганизовав правительство в августе этого года, президент и его ближайшее окружение, скорее всего, еще не были тогда готовы к отмеченным в последнем послании «глобальным испытаниям» и «экзамену на зрелость». Поэтому в свете осуществления новой экономической политики «Нурлы Жол» новые структурные и особенно кадровые изменения в правительстве вполне могут стать реальностью в следующем году. Не исключено, что возникнет необходимость воссоздать какое-нибудь из раннее упраздненных министерств, усилить полномочия некоторых из действующих или что-нибудь еще. Другое дело, что данные изменения вряд ли будут такими масштабными, как августовские.
3. Здесь все будет зависеть от развития ситуации на международной арене в региональном и глобальном масштабах. И если те или иные процессы и события будут в определенной степени затрагивать Казахстан, то нашим властям придется выбирать характер и формы реагирования на них. То есть, как обычно, будут происходить движения ситуативного характера. Тогда как принципиальные моменты, связанные с многовекторностью внешней политики Казахстана и приоритетами в пользу взаимодействия с Россией и Китаем, не изменятся. По крайней мере, каких-либо серьезных оснований для этого не просматривается.
4. Поскольку данные аресты являются не столько показателем борьбы с коррупцией, сколько последствиями межгруппового противоборства внутри правящей элиты, то они продолжатся. Тем более, если в ближайшее время начнется выстраивание качественно нового формата политико-властной системы и баланса сил в элите с акцентом на будущий транзит власти. Применяемая таким образом Акордой тактика «контролируемой напряженности» вполне себя оправдывает. Правда, есть риск, что антикоррупционный инструментарий фактически может оказаться в руках какой-либо одной из групп влияния, которая будет использовать его преимущественно для нейтрализации своих конкурентов. На такую мысль уже сейчас наводит беспрецедентный арест экс-премьера Серика Ахметова, имевшего репутацию одного из доверенных назначенцев главы государства. Кто может стать следующим? Этот вопрос остается открытым.
5. В наших условиях приходится оценивать политиков с точки зрения не уровня их активности, публичности и популярности в народе, а степени приближенности к главе государства и влияния на процесс выработки и принятия решений по наиболее ключевым вопросам. С учетом этого фактора и отмеченных выше перспектив возможного развития ситуации в стране на заметные позиции уже выходят руководитель президентской администрации Нурлан Нигматулин, премьер-министр Карим Масимов и вице-спикер мажилиса Дарига Назарбаева. Последняя, в частности, вполне может возглавить новый созыв нижней палаты парламента. Во всяком случае, названные трое представляются теми персонами, которые способны играть ведущие роли в предстоящих перегруппировках внутри правящей элиты и других процессах в стране. Хотя выше них был и остается сам президент, от волеизъявления которого зависит дальнейшая карьера как этих, так и других высокопоставленных персон. В его силах и власти, кстати, выдвинуть на указанные выше и иные значимые позиции любых других пользующихся у него большим доверием лиц, наделить их дополнительными полномочиями. В общем, борьба за влияние на главу государства и «отстрел» потенциальных соперников внутри элиты не закончена. И от ее результатов будет зависеть, кто в следующем году окажется в списке «призеров».
Ставка на выборы, но какие?
Максим Казначеев, политолог
1. Возможны. После 2005 года еще ни одни выборы общереспубликанского формата не проводились в конституционные сроки. Поэтому и предстоящий избирательный цикл может начаться раньше. А поскольку следующие выборы президента должны состояться уже в 2016-м, то у власти для проведения досрочных выборов остается только следующий год - 2015-й. Однако у Акорды есть возможность маневра в том, проводить досрочные парламентские выборы или же президентские. И тут ставка на первые не столь очевидна. Ведь с точки зрения консолидации общества и элиты президентские выборы предпочтительнее. Фактически они станут референдумом о доверии к Нурсултану Назарбаеву.
2. Реорганизация правительства имеет смысл в качестве меры, повышающей оперативность и эффективность его работы. Сформированные в августе бюрократические конгломераты не могут повысить оперативность принимаемых управленческих решений - для этого следовало не объединять разнородные ведомства, а сокращать их функции. А потому провалы в работе ведомств заставят «отыгрывать назад» - восстанавливать ранее упраздненные органы, как, например, было восстановлено министерство энергетики. При этом в первом полугодии 2015-го негативная конъюнктура на мировых рынках сырья продолжит оказывать давление на бюджетные поступления. И времени на выстраивание работы новых «старых» госорганов практически не остается.
3. Казахстану станет сложнее проводить в жизнь стратегию многовекторной политики. В случае очередного витка обострения отношений между Россией и Западом перед Акордой может быть поставлен «вопрос ребром» - с кем она? Именно этого и стремится избежать Астана, генерируя различные посреднические инициативы. Ведь Запад потребляет основной объем казахстанского экспорта, но транзит этого экспорта идет преимущественно через Россию - и любое обострение несет вполне реальные экономические риски. Уже только в силу этого никакая однополярная ориентация Казахстана невозможна и в свою очередь несет угрозы для внутриполитической стабильности. При этом внешние силы, понимая, что казахстанская элита немонолитна, могут начать работу по формированию и поддержке новых контр-элитных групп. Это вполне укладывается в инструментарий подготовки «цветных переворотов».
4. Да, продолжение будет. Антикоррупционные дела стали замечательным инструментом внутриэлитной борьбы, передела бюрократических и экономических сфер влияния. Власти старательно выдают происходящее за полноценную борьбу с коррупцией, не затрагивая самого главного вопроса - избыточности государственных функций, которая и является главной причиной коррупционных действий. В пользу этой же версии работает избирательность судебных вердиктов - кто-то получает полноценный срок, а кто-то - условное наказание. Таким образом, антикоррупционная кампания стала хорошим поводом для зачисток наименее влиятельных внутриэлитных группировок.
5. В случае проведения досрочных выборов определенные шансы, связанные с ростом влиятельности, имеет руководитель президентской администрации Нурлан Нигматулин. Фактически он будет руководителем предвыборного штаба президента либо партии власти «Нур Отан». Кроме того, в течение первого полугодия пристальное внимание будет обращено на функционеров экономического блока правительства - начиная с премьер-министра и заканчивая отраслевыми вице-министрами. Нельзя не упомянуть и о позиции председателя Национального банка - не исключено, что Кайрат Келимбетов будет вынужден провести вторую девальвацию тенге. В целом ведущие внутриэлитные группы продолжат «зачищать» политическое и бюрократическое пространство от политиков «второго эшелона», тем самым консолидируя экономические активы и административное влияние.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.