В РК, возможно, существует сильное китайское лобби
Такое мнение высказал политолог Расул Жумалы
Торговый оборот между Китаем и Казахстаном составляет 25 млрд. долларов, это больше чем с Россией. Причем такие показатели имеют место вопреки созданию ТС, передает корреспондент делового портала Kapital.kz.
«Несмотря на эти цифры, у нас в стране до сих пор нет четкого понимания Китая. Напротив, существует множество стереотипов, которые приводят к неправильным решениям», - сказал политолог Расул Жумалы в рамках экспертного обсуждения, организованного группой КИПР.
Несмотря на то, что дискуссия была озаглавлена «Китайская миграция в Казахстан: прямая угроза или искусственный миф», обсуждение не ограничилось только вопросом миграции. По мнению Расула Жумалы, одна из главных проблем, это ведомая позиция нашей страны в отношениях с Китаем.
«Это касается многих отраслей. Например, вопрос трансграничных рек. С самого начала у нас этот вопрос либо замалчивали, либо мы выступали в роли ведомых, принимая решения явно нам не выгодные», - отметил он.
Так же политолог отметил земельный вопрос, который замалчивается многими СМИ, несмотря на резонанс, который эта тема вызывает в обществе. Кроме того, аренда китайцами казахстанской земли несет значительные политические риски, считает эксперт. «Министр сельского хозяйства недавно говорил, что свободных земель в Казахстане нет, но когда китайцам нужно, то она всегда находится», - подчеркнул Расул Жумалы.
По его мнению, это можно объяснить существованием в стране китайского лобби. Многие контракты, в том числе в энергетическом секторе, принимаются в закрытом режиме, говорит он. «В сырьевом секторе мы тоже видим, что Китай получает преимущество. Например, китайцы активно участвует в консорциуме на Кашагане. Хотя свое участие, причем на более выгодных условиях, предлагали индусы».
Что касается миграции, то, как считает Расул Жумалы, это давний инструмент влияния китайцев. Причем он приносит Поднебесной значительные дивиденды. «Китайская диаспора в Азии контролирует от 1 до 3 трлн. долларов. Вообще, китайцы всегда умели добиваться своих целей не силовыми методами. Большая диаспора за рубежом – один из них».
Кстати, отношение наших сограждан к мигрантам из Китая ухудшилось. «За последние пять лет число тех, кто негативно относится к китайским мигрантам, увеличилось с 18% до 31%», - говорит эксперт из Центра миграционных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук Елена Садовская.
Она, как и Жумалы, отмечает, что в отношении Китая существует ряд фобий и стереотипов – потому и такие цифры. В целом, как говорит эксперт, страхи перед китайской миграцией преувеличены. «Наш регион для КНР – это надежный тыл. Больше всего они заинтересованы влиять на Азиатско-Тихоокеанский регион, на США. Это их главные конкуренты, цели».
К тому же цифры о китайских мигрантах в РК – 25% от общей массы мигрантов – довольно лукавые, уверяет Елена Садовская. «Значительная часть этих 25% заняты в совместных китайско-казахстанских проектах. Их влияние преувеличенно». Более того, продолжает Садовская, казахстанцы ездят в Китай в 2-3 раза чаще, чем китайцы к нам.
«В основном это оралманы. Они вернулись в Казахстан, а родные остались в КНР. Они их навещают», - сказала она.
Однако, не все так безоблачно, отмечает Елена Садовская. Часто китайцы нарушают миграционное законодательство нашей страны, переходят границу незаконно, не оформляют должным образом документы.
«Для этого необходимо унифицировать таможенное законодательство. Однако, мы так же должны брать с Китая пример, если хотим быть не хуже этой страны», - полагает эксперт.
Для этого, по мнению Елены Садовской, необходимо серьезно изучать опыт экономических реформ Китая, устранить коррупцию, а так же вывести дискуссию о Китае на серьезный уровень.
«Хотя сейчас в Казахстане даже нет института по изучению Китая», - добавила она.
Расул Жумалы считает, что серьезно влиять на китайскую политику по отношению к нашей стране крайне сложно. «Однако мы можем уделять им больше внимания. Еще необходимо устранить коррупцию. В переговорах с китайцами придерживаться средне и долгосрочных, а не сиюминутных интересов. Так же будет полезным впускать в нашу экономику больше игроков, а не сосредоточивать все внимание на одних лишь Китае и России», - полагает он.