Страсти по Северному Казахстану
Кто хочет поссорить Казахстан и Россию?Российский политолог Александр Тимофеев рассуждает о развитии событий на севере РК. В последнее время на фоне происходящих на Украине событий в интернете один за другим начали появляться статьи о том, что Москва не остановится на Крыме и Юго-Восточной Украине, а пойдет дальше и попытается отнять у Казахстана северные области, где преобладает русскоязычное население.
Как отметил в интервью интернет-ресурсу Iarex.ru российский политолог Тимофеев, предположить такое можно было бы, исходя из заявлений русских националистов. Так, скандально известный писатель и лидер ныне запрещенной в России Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов еще в середине 90-х гг прошлого века нашел соратников в лице казаков и планировал восстание в тогда еще Кокшетауской области. Тогда, с подачи, кстати, российских спецслужб, эти новоявленные «революционеры» были задержаны казахстанскими силовиками. А в 2001 году Эдичка Лимонов и сотоварищи были задержаны уже в России – они планировали создать в Горном Алтае «партизанскую базу» для набегов на территорию Северного Казахстана.
В 2013 году, еще до начала нынешнего кризиса на Украине, вопрос о Северном Казахстане подняли так называемые «русские европейцы» во главе с одним Егором Просвириным, который опубликовал на страничке в Facebook сайта «Спутник и Погром» карту Казахстана с отмеченными на ней северными областями страны, где преобладает русское население. При этом Просвирин утверждал, что северные регионы Казахстана должны войти в состав «будущего русского государства» поскольку «Северный Казахстан является географическим и демографическим продолжением Сибири, это совершенно искусственно разделенная территория, колонизированная нашими великими предками, а затем незаконно, вопреки всякой логике, морали и нравственности присоединенная к Казахстану». Он даже указал, каким путем должно пройти присоединение Северного Казахстана – «скорее всего, это будет попытка мирного референдума, за которой последует силовой ответ».
А 21 февраля этого года, как раз в тот день, когда Виктор Янукович спешно покинул Киев, все тот же Эдуард Лимонов поместил на своей странице в Живом Журнале пост «Мой ответ Казахстану», где так пишет про Уральск, Актюбинск, Петропавловск Семипалатинск, Павлодар и Усть-Каменогорск: «Это русские города. У казахов вообще не было городов, у них традиционно кочевая культура». И далее, обращаясь к гражданам Казахстана: «Отдайте чужую собственность».
Далее последовало как обычно резко эмоциональное высказывание Владимира Жириновского о том, что в будущем все государства Центральной Азии составят «Среднеазиатский Федеральный округ». Все эти события привели к тому, что МИД Казахстана заявил о направлении ноты протеста и попросил у российской стороны разъяснений по поводу призывов Лимонова, но их не последовало. Как отметил посол России в Казахстане Бочарников, «у официальной Москвы нет никакого мнения по этому поводу, потому что официальная Москва, не думаю, что должна реагировать на выступление каждого маргинала в социальных сетях и какую-то занимать официальную позицию. По-другому оценить это выступление я не могу. Это слова частного лица, находящегося на маргинальных позициях в общественной жизни нашей страны и ожидать, что мы будем придавать какое-то значение частному мнению, совершенно, конечно, беспочвенному и неправильному и как-то реагировать на это, это как говорится, слишком много чести (для Лимонова)».
Но, тем не менее, в Астане забеспокоились, как бы не допустить повторения «крымского сценария» на своей территории. Выход был найден поразительный - руководство Казахстана приняло решение резко увеличить казахское население севера страны. Пока речь идёт о переселении 300 тыс. казахов с Юга страны в северные области, причем помочь казахам в этом должен Китай. И помочь не только инвестиционными проектами, но и дополнительной рабочей силой. И эта рабочая сила будет направляться не откуда-нибудь, а из Синьцзян-Уйгурского автономного района, где проживают казахи и уйгуры.
Согласно китайско-казахской договоренности, Астана предоставит китайцам право на аренду и использование земель, а Пекин возьмёт на себя все вопросы, связанные с финансированием и обеспечением необходимой техникой. Причём вся продукция, которая будет производиться благодаря этому договору, будет реализовываться на казахстанском и китайском рынках. Правда, возникает несколько вопросов. Если речь идет о переселении на север казахов из южных районов, то при чем здесь казахи и уйгуры из Синьцзяна? Это, впрочем, объяснимо – с учетом деления Казахстана на так называемые жузы (кланы), жители юга - представители старшего жуза- вряд ли поедут на север, на территории среднего жуза. Но даже с учетом всех этих переселений переломить ситуацию только за счет миграции быстро не удастся. Во многих районах Северного Казахстана доля русского населения превышает 50 – 60%.
Но проблема, собственно, совсем не в этом, считает российский политолог. Главное в том, почему возник данный вопрос? Кто и для чего нагнетает «страсти по Северному Казахстану» и хочет поссорить Москву и Астану?
Давайте обратим внимание на «русских европейцев», лидер которых Егор Просвирин в прошлом году дал толчок возне вокруг Северного Казахстана. Выступая с националистическими лозунгами, они при этом стоят на исключительно прозападных позициях, солидаризируясь с Навальным в призывах к ирредентизму (irredento – националистическое движение в Италии в конце XIX – начале XX века, направленное на присоединение к Италии пограничных территорий Австро-Венгрии с итальянским населением) и пропагандируя создание нового русского государства, основанного на европейских ценностях. И, разумеется, это должно быть «государство без Путина». Такой вот своеобразный «русский национализм», в котором даже не пахнет «русским духом». А оппозиционная «The Moscow Times», вещающая из России на английском языке, уже предупредила, что «Казахстан может стать следующей Украиной». Про Эдичку Лимонова и говорить-то смешно – политический маргинал, не пришедшийся ко двору ни в СССР, ни на Западе, ни в новой России и тщетно пытающийся привлечь к себе внимание.
И как-то очень гладенько улеглись все эти призывы российских маргиналов-оппозиционеров на позиции казахских политиков, выступающих против развития экономической интеграции с Россией. Так, казахстанский политолог Расул Жумалы считает, что заявления отдельных, пусть даже и достаточно маргинальных российских политических активистов, в той или иной степени выражают мнение части российской элиты. «Подобные инициативы Россия начала предъявлять еще с начала 90-х годов. В то, что националисты действуют сугубо индивидуально, я не верю. Подобные амбициозные заявления активисты высказывают за спинами своих покровителей, которые публично озвучивать их боятся. А на передний план выходят марионетки. Когда такие недружественные заявления в нашу сторону поступают, мы замечаем, что российское руководство никаким образом не реагирует. Это лишний раз подтверждает мою теорию, что они подконтрольны», - убежден он.
А директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев по этому поводу напоминает, что бывший сенатор, лидер казахстанской Партии патриотов Гани Касымов заявил, что из-за действий России в Украине Казахстану нужно приостановить интеграционные процессы в рамках Таможенного союза. Касымов также подчеркивает, что его стране нужно очень внимательно следить за ситуацией в Украине, потому что в ней есть определенные риски и для Казахстана. Досым Сатпаев дополняет, что на фоне обострения украинского кризиса в Казахстане появилось Антиевразийское движение, которое также выступает против экономической интеграции во главе с Москвой.
Собственно, нагнетание истерии по поводу «зловещих планов Москвы захватить территорию Северного Казахстана» очень на руку нынешней самопровозглашенной украинской власти и ее хозяевам. Более того – покровители украинской хунты очень хотели бы развалить интеграционные процессы на постсоветском пространстве, обвинив Россию в возрождении «имперских амбиций».
И для этого есть возможности – в Казахстане существует украинская диаспора, общественные организации украинцев, газеты и даже униатская церковь – все они, к сожалению, могут стать «пешками» в большой игре. Дело в том, что недавно я получил письмо от одного из своих украинских коллег-журналистов (весьма осведомленного человека, стоящего, кстати, на особенных позициях – он выступает против интеграции Украины, как с Евросоюзом, так и с Таможенным союзом, считая, что Киев должен быть независимым государством – «мостом между Востоком и Западом»). Так вот, он утверждает, что нынешние власти Украины при содействии американских и европейских «экспертов» активно работают над разжиганием антироссийских настроений в Казахстане путем продвижения обсуждений в сетевых СМИ вопроса о возможном использовании Москвой «крымского сценария» для захвата Северного Казахстана.
Ресурсы для этого есть – к данной работе могут быть привлечены представители Объединения юридических лиц «Рада украинцев Казахстана» и Ассоциации «Украинцы Казахстана», а для работы в социальных сетях - члены «молодежного крыла» при «Объединении украинцев «Оберег». Но наиболее ценные кадры могут быть отобраны среди религиозных фанатиков – приверженцев Украинской греко-католической церкви в Казахстане, где приходом руководит так называемый «апостольский делегат для греко-католиков в Казахстане и Средней Азии» отец Василий Говера.
Главная их задача – путем нагнетания проблемы и провокационных заявлений вызвать резко негативную реакцию руководства Казахстана и осложнить отношения с Россией, чтобы сорвать подписание договора о создании Евразийского экономического союза.
Между тем, представители русскоязычного населения Северного Казахстана категорически отрицают возможность применения «крымского сценария» - в беседе с корреспондентом EurasiaNet.org, все они без исключения заявили, что инклюзивная национально-языковая политика президента Назарбаева это совершенно исключает. «Ситуация в Казахстане – это совершенно другая ситуации, чем в Украине, – сказал заместитель руководителя Русского культурного центра Вадим Обухов. – У нас нет противостояния между казахами и русскими». По сути, Северный Казахстан представляет собой пору власти Назарбаева - русскоязычное население этих областей с огромной лояльностью относится к президенту Казахстана, видя в нем не только гаранта прав нацменьшинств, но и общественно-политической стабильности страны.
То есть, как мы видим, «страсти по Северному Казахстану» нагнетаются именно в преддверии знаменательного события – в конце мая лидеры России, Казахстана и Беларуси должны подписать договор об образовании Евразийского экономического союза. И это выгодно тем, кто выступает против союза Москвы и Астаны, против развития Таможенного союза и образования Евразийского экономического союза, а также тем силам, которые хотели бы видеть Казахстан страной, находящейся под полным влиянием Запада.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.