Объем двигателя автомобиля – не показатель роскоши
Казахстану необходимо определиться с термином «налог на роскошь»В Законе нет критериев, которые бы четко указывали на то, что такое роскошь. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz рассказала Вера Капацина, партнер ТОО «Angels Nika Advisory».
«Есть автомобили с объемом двигателя меньше 3 тыс. кубических сантиметров, которые стоят полмиллиона долларов. Есть такие марки и это не редкость. Существуют популярные автомобили в Казахстане: Toyota или Nissan, им по 10-15 лет и объем двигателя больше 3 тыс. кубических сантиметров. Разве это предмет роскоши? Национальный автомобиль, можно сказать», - говорит эксперт, - «Когда задаешь этот вопрос налоговикам, они отвечают, что не могут отталкиваться от чего-то другого, кроме как от объема двигателя. Мы рекомендуем отталкиваться от первоначальной цены автомобиля, либо от его рыночной стоимости. Объем двигателя – это далеко не показатель роскоши».
«Чтобы не было обидно простому населению, такой налог, наверное, имеет право на существование. Однако, в налогообложении Казахстана есть много других сфер, куда надо направлять энергию. Не налог на роскошь вводить, а разобраться с другими проблемами в налогах. Неоднозначных вопросов нет что ли? Очень много», - отметила Вера Капацина. Специалист по налогам считает, что государству стоило бы направить свое внимание на вопросы, которые касаются агентских сделок, экспедиторских услуг,международных сделок. И только потом стоит разрабатывать налог на роскошь.
Более того, большинство роскошных вещей находятся не в Казахстане, а за рубежом. Это может вызвать ряд вопросов по администрированию налога на роскошь. Таким образом, введение данного налога, прежде всего, должно начинаться с четкого определения что есть «роскошь», а также сопровождаться установлением понятных и выполнимых процедур по его администрированию.» - отметила Вера Капацина.
Напомним, что на XV Съезде народно-демократической партии «Нур Отан» президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался в поддержку предложения, выдвинутого депутатами мажилиса, о введении в республике налога на роскошь. «Больше должно быть богатых людей, они должны направить свое богатство на развитие страны, которое позволило им это сделать. Когда класс состоятельных людей расширяется, они могут и должны вносить свою лепту в социальную ответственность перед народом», – сказал президент РК.
В частности, глава государства призвал к поддержке отечественного малого и среднего бизнеса. Производительность в МСБ сегодня в стране составляет только 20%, когда в других странах этот показатель превышает в разы - 60-70%, отметил он.
«Нам надо достигнуть 50%, поэтому всячески помогайте бизнесу. Надо как я поручал вводить косвенные налоги на предметы роскоши, дорогие автомобили, на всякие дурные увлечения, как алкоголь и сигареты и так далее. Здесь широкое поле деятельности. Мы имеем самые низкие, наверное, корпоративные налоги в мире для компаний, самые низкие подоходные налоги богатым и бедным. То есть мы создали класс зажиточных граждан и это правильно. Это была наша цель», – сказал Нурсултан Назарбаев.
Раннее депутатами мажилиса фракции «Нур Отан» были внесены предложения правительству касательно увеличения налога на автомобили с объемом двигателя выше 4 куб. см. Инициатива была поддержана министерством экономики и бюджетного планирования РК. По словам Ерболата Досаева, министерство готово отработать все замечания в рамках рабочей группы по законопроекту.
Депутаты, в частности, предложили для автомобилей с объемом двигателя от 4 до 5 тыс. куб. см. ввести ставку налога до 130 МРП (225 тыс. тенге), для автомобилей объемом двигателя свыше 5 тысяч - до 200 МРП (346 тыс. тенге). Новые ставки налогов, предлагается, применять для автомобилей, которые будут приобретены с 1 января 2014 года, то есть ранее приобретенные автомобили оставят ставку старых налогов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.