О проблемах на таможне рассказала Гульжан Карагусова
Состояние дел по внедрению электронного декларирования не впечатляет, заявила депутат мажилиса.В мажилисе на правительственном часе по вопросам таможенного администрирования выступила председатель комитета по финансам и бюджету Гульжана Карагусова. По ее словам, современное таможенное администрирование в своем развитии балансирует между двумя тенденциями: необходимостью осуществления должного контроля для обеспечения безопасности общества и содействием развитию бизнеса посредством максимального упрощения таможенных формальностей.
Она отметила, что за последние годы правительство провело значительную работу в части совершенствования таможенного администрирования. К примеру, поэтапная реализация процесса электронного декларирования. Это позволит сократить время совершения таможенных операций, проводить таможенное декларирование товаров без привязки организаций к таможенным постам и месту нахождения товара. Кроме того, поможет оптимизировать финансовые затраты бизнесменов. По плану, в 2013 году время прохождения государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу должно составить 85 минут. Кроме того, утвержден План мероприятий по совершенствованию налогового и таможенного администрирования. Также вводится предварительное информирование. Выпуск товаров, в отношении которых представлена предварительная информация, осуществляется в течение 2 часов.
«К сожалению, вынуждена констатировать тот факт, что предпринимаемых усилий явно не достаточно. Во-первых, состояние дел по внедрению электронного декларирования к сожалению не впечатляет, принцип «одного окна» в таможенных органах до сих пор не реализован», – заявила Гульжан Карагусова.
Существующий комплекс электронного декларирования не предполагает безбумажного оформления. Кроме того, участники внешней экономической деятельности (ВЭД) тратят время на выяснение причин непринятия таможенной декларации информационной системой таможенных органов. Сбои в работе оборудования, перегрузка каналов связи, «зависание» программ, и другие проблемы также не способствуют быстрому внедрению электронного декларирования.
«Хочу подчеркнуть, что система декларирования должна быть максимально простой и понятной для всех участников таможенных процедур», – добавила она.
Также, изменения по системе управления рисками таможенных органов еще не достаточно весомые. Бизнес-сообщество отмечает непрозрачность и неэффективность указанной системы рисков, и говорить о достижении простоты в таможенных процедурах или ускорения таможенного оформления не приходится, подчеркнула депутат мажилиса.
По ее словам, основное внимание должно быть уделено комплексной оценке всех звеньев поставки товара, а также тому, чтобы предприниматели были заинтересованы в работе над своей таможенной и налоговой репутацией. То есть, надо создать систему контроля, основанную на «доверии» к добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности.
«Необходимо отметить, что так называемый системный подход к категорированию участников ВЭД при осуществлении таможенного контроля в настоящее время активно развивается во всем мире. Его внедрение признается одной из целей развития таможенных служб государств – членов Евросоюза, США, Японии и других стран», – отметила она.
Кроме того, возрастающий товаропоток, интенсивность внешнеэкономической деятельности говорят о необходимости скорейшего внедрения принципа выборочности таможенного контроля, считает Гульжан Карагусова.
Принципиально важно подчеркнуть, что количество деклараций для дополнительной проверки не должно быть велико, а для глубокой проверки – в пределах 10–15%, иначе произойдет возвращение к тотальному контролю, заявила она.
В-третьих, в сфере таможенного дела в Республике Казахстан утверждены и введены в действие шесть стандартов государственных услуг. Вместе с тем, таможенными органами помимо указанных услуг оказываются услуги по принятию решений по классификации товаров, по запросам участников выдаются акты сверок расчетов по таможенным платежам и налогам, предоставляется информация об излишне уплаченных платежах в бюджет.
«В этой связи, считаю необходимым рассмотреть целесообразность расширения Перечня государственных услуг», – сказала депутат.
По ее мнению, актуален вопрос интеграции информационных систем таможенных органов с информационными системами других государственных органов.
По данным, рейтинга Всемирного банка «Doing Business 2013» Казахстан по компоненту «Международная торговля» занял 182 место из 185 возможных (снижение на 4 пункта по сравнению с 2012 годом). Этот показатель рассчитывается на основе общего количества документов, времени, а также затрат связанных с прохождением всех процедур требуемых при экспорте и импорте товаров.
«Так по данным «Doing Business» в Казахстане для экспорта товаров необходимо 9 документов и 81 день. Для сравнения по Грузии необходимо 4 документа и всего 9 дней на экспорт! По импорту ситуация так же не радужная, необходимо 12 документов и 69 дней. По той же Грузии опять 4 документа и 10 дней! Кроме того, совокупное количество документов необходимых при импорте, экспорте товаров составляет 83 разрешительных документа», – проинформировала она.
По данным депутата, в проекте Республиканского бюджета на 2014-2016 годы только на модернизацию таможенной службы на 2014 год запланировано 2,5 млрд.тенге, на строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры 467,5 млн.тенге.
«Поэтому еще раз обращаю Ваше внимание на необходимость эффективного использования выделяемых средств, а также надеюсь, что в ближайшем будущем и инфраструктура на таможенных постах и качество проводимых таможенных процедур будет соответствовать международным стандартам», – заключила она.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.