Должники по налогам могут лишиться госзаказа
Эффективность выполнения госпрограмм напрямую зависит от качества проводимых для их реализации государственных закупок. Агентств...Эффективность выполнения госпрограмм напрямую зависит от качества проводимых для их реализации государственных закупок. Агентство финансовой полиции предлагает внести несколько изменений в закон для того, чтобы пресекать коррупционные нарушения. Об этом в ходе заседания Общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике при Агентстве финансовой полиции сообщил начальник департамента по раскрытию и предупреждению дел о коррупции Агентства Марат Сексембаев.
По сведениям налоговиков, компании, выполняющие госзаказ и имеющие миллиардные обороты, зачастую платят минимальные налоги в бюджет. По действующему законодательству, для участия в процедуре госзакупок поставщики представляют справку об отсутствии задолженности по налоговым обязательствам. Однако, по словам Марата Сексембаева, задолженность можно выявить только после проведения налоговой проверки, что указывает на формальность этой справки.
«В этой связи, в ходе госзакупок, наряду с налоговой задолженностью, предлагаем изучать налоговую нагрузку потенциальных поставщиков. Одновременно, предлагаем ввести условные скидки для организаций при наличии у них высокого коэффициента налоговой нагрузки. То есть, при определении победителей госзакупок обязательно учитывать коэффициент налоговой нагрузки, соответственно, госзаказ размещать у тех поставщиков, которые добросовестно платят налоги», – пояснил он.
Также в финансовой полиции считают, что надо за участниками госзакупок законодательно закрепить обязанность по контролю за точным исполнением всех требований проектно-сметной документации (ПСД). В настоящее время поставщик, выигравший госзакупки, принимает на себя обязательства по исполнению проектно-сметной документации, которая по сути своей является условием тендера. По действующему закону, помимо основных затрат, в ПСД закладываются суммы по фонду оплаты труда, охране окружающей среды, уплате налогов и так далее.
«Вместе с тем, законодательно на заказчика не возложена обязанность по контролю за исполнением ПСД в этой части, равно как и на поставщика ее исполнять. В результате данные требования ПСД на практике не выполняются, либо выполняются не в полном объеме», – отметил Марат Сексембаев.
Кроме того, при работе с бюджетными средствами целесообразно введение практики полного раскрытия компаниями информации о своей финансово-хозяйственной деятельности касательно распоряжения выделенными бюджетными средствами.
«В связи с этим, предлагается обязать победителей государственных закупок публиковать развернутые отчеты об освоении бюджетных средств, вплоть до отражения сведений о каждом контрагенте и субподрядчике. Необходимо сформировать устойчивое мнение о том, что субъекты предпринимательства, работающие с бюджетными деньгами, должны соблюдать режим абсолютной прозрачности и быть готовыми к отчету за рациональность использования государственных средств», – заявил Марат Сексембаев.
Кроме того, предлагается на законодательном уровне закрепить обязанность государственных органов - администраторов бюджетных программ размещать на ведомственных сайтах акты-приемки выполненных работ по каждому заключенному договору о госзакупках.
«Это будет способствовать расширению возможностей для общественного контроля за ходом строительства социально-значимых объектов. Например, в случае, если строится школа или больница, то жители этого района в любой момент смогут проверить фактическое состояние объекта и объем принятых заказчиком работ», – заключил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.