Какие министры и акимы эффективно служат народу?

Необычный рейтинг составлен исследовательским агентством «Рейтинг.kz».

Необычный рейтинг составлен исследовательским агентством «Рейтинг.kz». Специалисты провели в июле-августе этого года экспертный опрос, направленный на выявление восприятия высокопоставленных представителей государственной элиты Казахстана на основе определенных оценочных критериев. Министров, акимов и других представителей государственной элиты оценивали в двух сегментах – с положительной и отрицательной сторонами.

Так, в белом списке государственной элиты Казахстана фигурируют:

1.Крымбек Кушербаев, аким Кызылординской области (4,12 баллов).

2.Бердибек Сапарбаев, аким Восточно-Казахстанской области (3,92).

3.Имангали Тасмагамбетов (на фото), аким города Астана (3,84).

4.Бакытжан Сагинтаев, первый вице-премьер и министр регионального развития (3,83).

5.Дарига Назарбаева (на фото), председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК (3,8).

6.Ерлан Арын, аким Павлодарской области (3,72).

7.Алик Айдарбаев, аким Мангистауской области (3,71).

8.Бактыкожа Измухамбетов, аким Атырауской области (3,68).

9.Ахметжан Есимов, аким города Алматы (3,67).

10.Карим Масимов (на фото), руководитель Администрации Президента РК (3,63).

Преобладание среди этих лиц акимов разных регионов вполне объяснимо. В силу своего официального статуса и обусловленных им служебных обязанностей именно акимам приходится больше, по сравнению с представителями госорганов центрального уровня, взаимодействовать с населением вверенных им регионов, а результаты их работы представляются более явными и конкретными. К тому же акимы несут ответственность за создание и поддержание в регионах атмосферы, положительно влияющей на социальное самочувствие населения.

Крымбек Кушербаев хотя и возглавляет родной ему регион с января этого года, но за это время проявил себя здесь исключительно с положительной стороны. В его актив, в частности, вошли инициирование разработки и принятия стратегии развития Кызылординской области до 2020 года, принятие мер по наведению порядка в сфере строительства важных объектов (привлечение к ответственности недобросовестных подрядчиков и проектировщиков, выплата задолженностей по зарплате рабочим компаниям «Жылыойстройсервис» и «Импреза» и т.д.), а также жесткая позиция акима в ситуации с падением ракеты «Протон-М» на космодроме «Байконур» с обращением внимания правительства республики к последствиям данной аварии.

Бердибек Сапарбаев пятый год возглавляет большой в географическом и достаточно сложный в социально-экономическом и экологическом отношениях регион. Очевидно, что в силу различных обстоятельств каких-либо достижений прорывного характера в развитии ВКО в последнее время не наблюдалось. Вместе с тем, имея большой опыт руководящей работы регионального и центрального уровней, Сапарбаев делает все возможное для сглаживания тех или иных проблем области и недопущения их обострения. В результате ВКО сохраняет сравнительно стабильную динамику по основным показателям своего развития.

Имангали Тасмагамбетов демонстрирует высокий уровень администратора крупного мегаполиса. Особенно это проявляется по линии активного строительства в Астане новых объектов. Правда, вызывает сомнение обоснованность больших финансовых затрат на некоторые из них (например, строительство театра «Астана Опера» (54 млрд. тенге), подземного пешеходного перехода возле ТРЦ «Хан Шатыр» (около 1,4 млрд. тенге) и т.д.). К тому же за время руководства Тасмагамбетова Астана стала очень дорогим городом. С другой стороны, именно ему доверено подготовить столицу к проведению «ЭКСПО-2017». В любом случае, более половины успешных результатов работы акима Астаны можно отнести к заслугам фактора личного патронажа со стороны главы государства.

В отличие от предыдущих номинантов Бахытжану Сагинтаеву достался очень объемный и ответственный участок в масштабе всей республики. Как известно, сюда входят вопросы развития моногородов, жилищного строительства, модернизации ЖКХ, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития предпринимательства, содействия занятости и т.д. При этом Сагинтаев оказался в довольно выгодном для себя положении, поскольку основной груз провалов в процессе реализации вверенных ему государственных программ ложится на региональных акимов. Тогда как любые серьезные достижения в соответствующих сферах могут быть включены в актив Минрегионразвития и его главы.

С учетом заметного опыта прежней партийной работы и очень активной текущей депутатской деятельности Дарига Назарбаева выглядит едва ли не единственным в парламенте защитником интересов широких слоев населения. Особенно это проявляется на фоне откровенно антинародных мер и всевозможных провалов правительства в социальной сфере.

Для Ерлана Арына как выходца из сферы науки и образования руководство важным в индустриальном отношении регионом является делом новым. Тем не менее, он демонстрирует хорошие качества администратора, в том числе в процессе осуществления контроля за реализацией проектов в рамках Карты индустриализации. Беспрецедентным стало также присвоение акиму Павлодарским отделом Союза сибирских казаков звания почетного атамана. Это событие свидетельствует о его способностях обеспечивать стабильность и благоприятную атмосферу в многоэтнической по своему составу области.

Алик Айдарбаев и Бактыкожа Измухамбетов руководят ключевыми в промышленном отношении регионами страны, будучи при этом профессиональными нефтяниками. Прежний опыт первого из них во время руководства АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз», связанный с решением актуальных проблем и снятием напряженности в трудовых коллективах подведомственных предприятий после жанаозенских событий, оказался востребованным в масштабе Мангистауской области.

Что касается Измухамбетова, то его приход в Атыраускую область, уроженцем которой он является, обусловлен необходимостью навести порядок и устранить негативные последствия деятельности прежнего руководства региона, а также успокоить региональные элиты, фактически бросившие в прошлом году вызов центральной власти в виде выступления в защиту экс-акима Бергея Рыскалиева. Таким образом, Айдарбаев и Измухамбетов фактически осваивают опыт кризис-менеджеров. Относительно хорошим результатам в этом процессе способствует взвешенный подход обоих акимов по отношению к местным элитам и, как следствие, получение определенной поддержки с их стороны.

Неожиданное попадание в десятку лидеров рассматриваемого рейтинга Ахметжана Есимова, скорее всего, можно объяснить его способностями позиционировать себя в глазах многих алматинцев в качестве открытого, доступного, понимающего актуальные проблемы города и его жителей. Бесспорной заслугой акима является создание Алатауского района, что позволило снять проблемы «Шанырака» и других проблемных микрорайонов Алматы. Наблюдаемые в последнее время плохое администрирование и нерешенность ряда проблем в развитии города Есимову удается сглаживать, в частности, неформальным форматом личного участия в различных публичных мероприятиях типа велопробегах, созданием атмосферы праздника и массовых гуляний в различные знаменательные даты, проведением сельскохозяйственных ярмарок и т.д.

Завершает десятку Карим Масимов, чья соответствующая позиция в рейтинге народности, видимо, во многом обусловлена результатами его прежней работы на посту премьер-министра. Особенно это касается длительности его пребывания на данном посту, преодоления финансово-экономического кризиса, разработки, принятия и начала реализации ключевых государственных программ, а также масштабных проектов типа строительства трансмагистрали «Западная Европа -Западный Китай», способных дать серьезный импульс для развития разных регионов страны. В своем же настоящем статусе Масимов и руководимая им Администрация Президента РК выступают в качестве инстанции, контролирующей реализацию правительством данных программ и проектов. Единственно, что с переходом из правительства в АП он стал более закрытой персоной.

Ранее был опубликован список чиновников государственной элиты, чья работа в ходе опроса экспертов была названа провальной .

Рейтинговое исследование проводилось в отношении 67 представителей государственной элиты Казахстана, являющихся преимущественно руководителями государственных органов центрального и регионального уровней.

В рамках исследования путем анкетирования было опрошено 35 человек, являющихся высококвалифицированными специалистами в области изучения политических и социально-экономических процессов в республике.

Для оценки соответствующих персон на основе предложенных критериев была использована семибалльная система с ранжированием от «1» (наименьший) до «7» (наибольший) баллов. Результаты исследования обработаны при помощи универсальной статистической программы SPSS с применением дескриптивных статистик, путем вычисления средних баллов

Оценочные критерии при этом были разделены на следующие две группы по 4 критерия в каждой:

1. Положительные критерии:

•Компетентность

•Профессиональный опыт и образование

•Ориентация в процессе своей профессиональной деятельности на достижение государственных целей

•Ориентация в процессе своей профессиональной деятельности на интересы широких слоев населения

2. Отрицательные критерии:

•Жесткость и бескомпромиссность при достижении определенных целей

•Стремление в процессе своей профессиональной деятельности к личному обогащению

•Наличие явных провалов в процессе своей профессиональной деятельности

•Фигурирование в различных скандалах.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤