Может ли Марченко покинуть свой пост?

Слухи в СМИ касательно возможной отставки министра труда защиты и главы Нацбанка частично оправдались. Сегодня указом Президента...
Слухи в СМИ касательно возможной отставки министра труда защиты и главы Нацбанка частично оправдались. Сегодня указом Президента Казахстана Серик Абденов был освобожден от должности. Возникает резонный вопрос: покинет ли свой пост Григорий Марченко?

Парламент на очереди?
В начале июня Нурсултан Назарбаев сделал заявление, в котором дал поручение доработать законопроект по модернизации пенсионной системы в Казахстане.

Президент назвал работу по разъяснению населению неудовлетворительной. По словам главы государства, виноваты в сложившейся ситуации « неуклюжие действия правительства и Нацбанка». Нурсултан Назарбаев отметил, что « важный социальный законопроект продвигался как обычный законодательный акт, а не как « необходимая, жизненно важная мера, гарантирующая благополучие народа и эффективность национальной пенсионной системы в долгосрочной перспективе». В связи с этим, добавил глава государства, «значительная часть казахстанцев настороженно относится к пенсионной реформе, не понимает ее сути».

Кульминацией недовольства президента стало сегодняшнее увольнение Серика Абденова. Стоит ли ожидать той же участи Григорию Марченко? На этот вопрос деловой портал Kapital.kz попросил ответить кандидата политических наук, директора «Группы оценки рисков» Досыма Сатпаева.

«Не стоит забывать, что в условиях Казахстана многие социально значимые инициативы правительства изначально находятся под контролем Администрации президента и самого главы государства, которые наблюдают за реакцией в обществе. Это также касалось изменения пенсионной системы, в том числе вопроса о повышении пенсионного возраста для женщин. Судя по всему, многие чиновники, а также депутаты были убеждены в том, что президент дал окончательное добро на принятие этих инициатив.

Изначально, так оно и было, учитывая чрезмерную самоуверенность членов правительства, руководства Национального банка и депутатов двух палат парламента в отстаивании этих непопулярных решений. Но это продолжалось до тех самых пор, пока предложенная пенсионная реформа и, в первую очередь, идея о повышении пенсионного возраста не превратились в политический фактор, связанный с новым ростом протестных настроений в обществе и с появлением движения из числа противников данных изменений. Следует отметить, что после событий в Жанаозене, власть стала более чувствительно реагировать на любую форму социально-политического недовольства, так как это представляет угрозу для имиджа власти, в том числе и для политической репутации главы государства. Поэтому критические замечания со стороны президента в адрес правительства и Национального банка следует больше рассматривать как часть политической игры, где чиновники готовы стать «козлами отпущения», если на то будет воля главы государства, для которого важно поддерживать имидж верховного арбитра.

Кстати, таким же «козлом отпущения» может быть и парламент, так как косвенно критика президента звучала и в адрес депутатов, которые больше смотрели в рот правительству, чем напрягали слух, чтобы услышать глас народа. Такое уже не раз происходило в Казахстане. С другой стороны, президент не отменил все эти пенсионные инициативы. Он лишь растянул срок их реализации, сделав больший акцент на проведение более грамотной PR-кампании среди населения по данным законопроектам. Таким образом, пытаясь уменьшить политический накал вокруг законопроектов, глава государства не отказался от тех сомнительных экономических расчетов, которые ему в свое время предоставляли чиновники в качестве аргументов в пользу проведения пенсионной реформы. Это значит, что даже если произойдут кадровые перестановки в Национальном банке или в правительстве, сам «пенсионный паровоз» уже набрал скорость, и будет двигаться дальше, но только более медленно.

То есть замена «кочегаров» в этом паровозе вряд ли что-то серьезно изменит. Более серьезные изменения могут быть в случае новых досрочных парламентских выборов или смены «машиниста» в лице главы государства, так как политическая ситуация в Казахстане к 2018 году может не раз поменяться, что также способно отразиться на дальнейшей судьбе этих непопулярных законопроектов», сообщил политолог.

Тем временем, Григорий Марченко находится в отпуске до конца июня.  Как известно, срок полномочий председателя Нацбанка истекает в январе 2015 года.  За весь период своей деятельности председатель Национального банка не раз говорил о том, что планирует выйти на пенсию в 55 лет. По заверению Марченко, его пенсионные накопления составляют порядка 28 млн. тенге.

 

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤